АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ СТАНЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
ПЕРВОГО ПУСКОВОГО УЧАСТКА ПЕРВОЙ ЛИНИИ ОМСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Архитектурная концепция первого пускового участка первой линии Омского метрополитена, включающего в себя четыре станционных комплекса, выполнена в соответствии с документацией открытого конкурса на право заключения договора на разработку архитектурной части рабочей документации на станционные комплексы первого пускового участка первой линии Омского метрополитена, объявленного МУ «Дирекция строящегося метрополитена города Омска».

ОСНОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ
Архитектурно-художественная концепция линии метрополитена, решена единым конструктивным и архитектурным приемом, позволяющим придать каждому объекту линии свой неповторимый образ и тематическую направленность, и в тоже время объединить все четыре станции в один протяженный архитектурный ансамбль подземного сооружения. Четыре станции - четыре односводчатые конструкции из монолитного железобетона. Для создания единого градостроительного подземного комплекса использована одна геометрия свода для всех станций. Это достигается применением одной передвижной металлической опалубки с неизменяемой геометрией основной части для бетонирования свода.
Изменяемая верхняя часть, которая устанавливается на горизонтальную образующую плоскость, позволяет на каждой станции добиться необходимого разнообразия в решении светового и архитектурного образа.
В концепции решения подземного сооружения выявлена тема крупной пластики сводчатой конструкции.
Крупные членения световых форм создают пространственный ритм композиции по продольной оси платформы и придают неповторимую легкость и воздушность станционному объему. Рисунок свода охватывает всю ширину платформы и как бы раздвигает ее границы.
Лаконичные архитектурные детали и малые формы, расположенные на платформе и путевых стенах, рисунок мощения платформы, цветовая палитра естественного камня, все подчинено основной теме световых кессонов, выявлению масштаба свода.
Цветовой художественный акцент сделан в решении кассовых блоков - планировочного центра композиции вестибюлей. Мозаичные панно, выполненные на плоскости стен цилиндрических объемов, отвечают смысловому значению названия станций и служат доминантой во всей колористической композиции комплексов.
Вестибюли станций выполнены в одной планировочной схеме. Входные группы имеют свою пластику стены, акцентирующую места входов и выходов.
Платформенные части станций связаны с вестибюлями двухмаршевыми лестницами высотой 3,24м, шириной 6,5м и образуют единую объемно-пространственную композицию.
Стены вестибюля выполняются из монолитного железобетона. Перекрытие – из сборных преднапряженных мостовых плит.
Высота кассового зала от чистого пола до низа конструкции перекрытия – 3,0м.
Высота от низа лотка до верха конструкции вестибюля соответствует высоте конструкции платформенного участка.
Пешеходные переходы и лестничные выходы запроектированы в соответствии с градостроительной ситуацией. Павильоны над лестничными выходами выполнены с применением стального каркаса со светопрозрачным заполнением и представляют собой цилиндрические объемы. Конструкция и форма павильонов органично вписываются в окружающую застройку, и имеет оригинальный и запоминающийся образ входа в подземное сооружение.
В проекте всех комплексов предусматривается лифты для маломобильных групп населения. Лифт, связывающий уровень пешеходного перехода с поверхностью земли, располагается между лестничными сходами. Лифт, ведущий с уровня вестибюля на платформу, запроектирован над техническим мостиком платформы шириной 1,5м.

Станционный комплекс Библиотека им. А.С.Пушкина
Объемно-планировочное решение станционного комплекса выполнено в соответствии с общей архитектурной концепцией линии.
В конструкции сводчатой части станции запроектированы девять прямоугольных кессонированных плафонов размером в плане 7,70м на 8,5м. Каждый плафон разделен на более мелкие кессоны 2,35м на 2,10 в плане и глубиной от 1,0м до 1,60м. Каждый кессон оборудован светильником.
Спокойный академичный рисунок кессонов, создает нужную тематическую направленность архитектурно-художественного образа станции, соответствующего названию комплекса и подчеркивает композиционную связь с архитектурой наземных сооружений.

Отделочные материалы
Пол платформы – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный), гранит полированный AUTUMN BROWN, борт платформы – гранит Возрождение термообработка, шуц-линия - светодидная полоса (светящаяся) и гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый)
Путевая стена – гранит полированный AUTUMN BROWN
Скамьи – деревянные (бук) в сочетании с закаленным стеклом толщиной 20мм

Вестибюль
Стены – полированный мрамор BIANCO CARRARA (белый), цоколь - гранит полированный– AUTUMN BROWN
Пол – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный)
Потолок – штукатурный белый, подвесной потолок – HUNTER DOUGLAS (ячеистый 86х86х50)

Кассовый блок
Стены – полированный мрамор BIANCO CARRARA (белый), цоколь – гранит полированный– AUTUMN BROWN
Видимое для пассажира оборудование, ограждения, витражные конструкции, ПК и т.д. – полированная нержавеющая сталь.
Тематические композиции в вестибюлях выполнены на тему литературы и искусства в технике флорентийской мозаики.

Станционный комплекс Заречная
Объемно-планировочное решение станционного комплекса выполнено в соответствии с общей архитектурной концепцией линии.
Динамичный рисунок пластики вспарушенного свода придает визуальную напряженность бетонной конструкции, выявляя работу диагональных ребер. Светильники на станции расположены в кессонах на своде. Треугольные световые формы ассоциируется с белыми парусами на водной глади реки Иртыш.

Отделочные материалы
Пол платформы – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный), борт платформы – гранит Возрождение термообработка, шуц-линия - светодидная полоса (светящаяся) и гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый)
Путевая стена – гранит полированный AZUL BAHIA (темно-синий)
Скамьи – деревянные (бук) в сочетании с закаленным стеклом толщиной 20мм

Вестибюль
Пол – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный)
Стены – полированный мрамор BIANCO CARRARA (белый), цоколь - гранит полированный – AZUL BAHIA (темно-синий)
Потолок – штукатурный белый, подвесной потолок – HUNTER DOUGLAS (ячеистый 86х86х50)
Видимое для пассажира оборудование, ограждения, витражные конструкции, ПК и т.д. – полированная нержавеющая сталь.

Монументальные композиции в вестибюлях, выполненные в технике флорентийской мозаики, раскрывают тему природы и человека.

Станционный комплекс Кристалл
Объемно-планировочное решение станционного комплекса выполнено в соответствии с общей архитектурной концепцией линии.
Развернутый по диагонали ромб размером 10.0м на 8.0м образует рисунок, создающий образ встроенного в свод кристалла.
Каждый ромб разделен на четыре части, оборудованные светильниками.
Изменяющееся пространство вдоль продольной оси станции придает архитектурной композиции динамику, присущую транспортному сооружению и соответствующую образу современной архитектуры Омска.

Отделочные материалы
Пол платформы – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный), борт платформы – гранит Возрождение термообработка, шуц-линия - светодидная полоса (светящаяся) и гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый)
Путевая стена – гранит полированный VERDE BAHIA (темно-зеленый)
Скамьи – деревянные (бук) в сочетании с закаленным стеклом толщиной 20мм

Вестибюль

Пол – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный)
Стены – полированный мрамор BIANCO CARRARA (белый), цоколь - гранит полированный – VERDE BAHIA (темно-зеленый)
Потолок – штукатурный белый, подвесной потолок – HUNTER DOUGLAS (ячеистый 86х86х50)
Видимое для пассажира оборудование, ограждения, витражные конструкции, ПК и т.д. – полированная нержавеющая сталь.

Художественные композиции в вестибюлях, выполненные в технике флорентийской мозаики, на тему архитектуры города Омска.

Станционный комплекс Соборная
Объемно-планировочное решение станционного комплекса выполнено в соответствии с общей архитектурной концепцией линии.
В конструкции сводчатой части станции запроектированы девять куполов диаметром 10,0м. В каждом куполе расположены десять вытянутых по высоте ниш со светильниками.
Световая форма купола, раскрывающего свод, с устремленными в высь более яркими нишами отображают элементы композиции храма, преломляющейся в современном прочтении архитектуры транспортного сооружения.

Отделочные материалы

Пол платформы – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный), борт платформы – гранит Возрождение термообработка, шуц-линия - светодидная полоса (светящаяся) и гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый)
Путевая стена – гранит полированный ZAFIR BROWN
Скамьи – деревянные (бук) в сочетании с закаленным стеклом толщиной 20мм

Вестибюль
Пол – гранит полированный Силвер Вайт (светло-серый), гранит полированный Габбро (черный)
Стены – полированный мрамор BIANCO CARRARA (белый), цоколь - гранит полированный – ZAFIR BROWN
Потолок – штукатурный белый, подвесной потолок – HUNTER DOUGLAS (ячеистый 86х86х50)
Видимое для пассажира оборудование, ограждения, витражные конструкции, ПК и т.д. – полированная нержавеющая сталь.

Декоративные композиции в вестибюлях, выполненные в технике флорентийской мозаики, раскрывают тему храмовой архитектуры города Омска.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ

Междупутье платформенных участков – 12,9м;
Длина платформенного участка – 104м;
Ширина станции – 18м;
Высота сводчатой части свода – 5,100м;
Длина сводчатой части станции – 108м;
Максимальная глубина кессона – 1,60м;
Длина повторяющегося участка свода – 12,0м;
Длина вестибюлей – 48м.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Руководитель авторского коллектива ШУМАКОВ Н.И.
Главный архитектор ПСО «Система-Галс»,
ОАО «Метрогипротранс»,
академик, автор более 20 станций метрополитена

Главный архитектор НПО «Мостовик» ГАЦЕНКО А.А.

Станция БИБЛИОТЕКА им. А.С. ПУШКИНА
Архитекторы: ВОЛОВИЧ В.С.

Станция ЗАРЕЧНАЯ
Архитекторы: ШУРЫГИНА Н.В.
ЕРОХИН Д.А.


Станция КРИСТАЛЛ
Архитекторы: БОРЗЕНКОВ Л.Л.

Станция СОБОРНАЯ
Архитекторы: ОРЛОВ А.Ю.
НЕКРАСОВ А.В.