За 30 лет существования автоматического метро протяженность автоматизированных линий метрополитена удваивалась каждое десятилетие.
А за последние десять лет она увеличилась в четыре раза, то есть протяженность растет по экспоненте. Прогнозируют, что к 2025 году более 2300 км новых линий будут введены в эксплуатацию.
Рост автоматизированных линий метро в км
Данный отчет содержит общий обзор современного состояния, доли рынка, существующих трендов и основных перспектив внедрения автоматизированных систем в метро.
Анализ передового опыта эксплуатации линий, некоторые из которых функционируют уже несколько десятилетий, даст уникальную возможность для представителей власти, операторов и поставщиков отрасли лучше понять будущее развитие систем метрополитена.
В отчете приведены только данные, касающиеся линий метро, на которых функционируют поезда без обслуживающего персонала. Характерной чертой таких поездов является отсутствие кабины для машиниста.
Этот тип за рубежом также известен под названием UnattendedTrainOperation(UTO), что можно перевести как «работа поездов без наблюдателя» – это 4-я степень автоматизации или «автоматическое метро».
Автоматическое метро против традиционного
К середине 2016 года 55 полностью автоматизированных линий метро протяженностью 803 км обслуживали 848 станций в 37 городах мира – это значит, что 23% из 157 городов, в которых функционирует метро, имеют хотя бы одну линию метро, которую обслуживают современные автоматизированные системы.
В километрах это 6% от всей инфраструктуры метрополитенов в мире. При этом технология получил развитие лишь в последние 30 лет – это довольно небольшой временной отрезок, если сравнивать со 153 годами истории развития метрополитена.
Анализ по региональному признаку показывает, что доля полностью автоматизированных линий заметно выше на Ближнем Востоке и в Европе, где они занимают соответственно 15% и 10% от общей протяженности.
В Азии – лидирующем регионе по внедрению автоматизированных систем в метро – доля таких линий составляет только 5%.
Это связано с общими масштабами развития метро в Азии, а также с тем, что Китай довольно поздно воспринял идею автоматизации.
Автоматизация как глобальная идея
В Азии и Европе находятся почти 76% автоматического метро. Только 13% приходятся на Северную Америку, несмотря на то, что этот регион можно назвать пионером в сфере автоматизации.
За последнее десятилетие этим вопросом стали активно заниматься Латинская Америка и Ближний Восток, причем последний демонстрирует наибольшие темпы развития.
Распределение современных автоматизированных систем метро в регионах мира
50% инфраструктуры автоматического метро находится в 4 странах: Франция, Южная Корея, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
Франция продолжает лидировать с долей 16%, Южная Корея приближается к этим показателям, достигнув 15%.
Распределение современных автоматизированных систем метро по странам
Три города с самой большой протяженностью линий, функционирующих в автоматическом режиме, находятся не в Европе. Это Сингапур (93 км), Дубай (80 км) и Ванкувер (68 км).
Города, в которых наибольшая протяженность линий автоматического метро
Характеристики и тренды
Хотя изначально решения об автоматизации принимались в основном для мало загруженных линий, в последнее десятилетие оно все больше применяется для средне и сильно загруженных систем.
В настоящее время на 80% автоматизированных линий каждый поезд перевозит не менее 300 человек.
Самые загруженные линии метро находятся в Европе и Азии – за исключением 4й линии в Сан-Паулу в Латинской Америке: перемещая более 32 000 пассажиров в час, она является одной из наиболее загруженных линий в мире.
Загруженность линий автоматического метро в регионах мира
В течение ближайших 10 лет внедрение автоматизированных систем в метро в основном сосредоточится на Ближнем Востоке, в Европе и Азии – вместе они составляют примерно 88%.
Только 11% планируемого роста составят страны Латинской Америки.
В Европе 26% от протяженности новых линий относятся к реконструированным проектам.
После успешного преобразования линии U2 в Нюрнберге в 2009 году и L1 в Париже в 2012 году представители шести европейских городов заявили о подготовке проектов по преобразованию линий метро в ближайшее десятилетие: Глазго – линия G. Subway, Лондон – Docklands, Лион – LA & LB, Марсель – L1 & L2, Париж – L4, Вена – U5.
Ожидается, что движение в метро Лондона к 2022 году станет полностью автоматическим.
К 2025 году в Азии будут расположены 33% от общей протяженности современных автоматизированных систем метро, 30% – в Европе и еще 25% – на Ближнем Востоке.
Китай анонсировал появление двух новых автоматизированных линий в 2017 году. Одна из них будет построена по исключительно китайской технологии.
Такое значительное развитие может привести к еще более высоким темпам роста, если Китай поддержит идею полной автоматизации для многочисленных и активно расширяющихся систем метрополитенов.
Были рассмотрены только линии общественного транспорта. Данные взяты в открытом источнике на сайте международной ассоциации общественного транспорта UITP (Union Internationale des Transports Publics).
Отчет подготовлен Обсерваторией автоматизированного метро (Observatory of Automated Metros) 15 июля 2016 года.
Данные были дополнены в сентябре 2016 года в связи с обновлением информации по Гуанчжоу и Сингапуру.
Автор: Дровалева Инга