Марат Хуснуллин: К 2021 году планируется ввести еще 142 километра линий метро
06.07.2017 - Вечерняя Москва, Василиса Чернявская
- За шесть лет в Москве введено 50 миллионов квадратных метров недвижимости, в том числе 20 миллионов “квадратов” жилья. Это составляет 12 процентов от всего существующего в Москве фонда, - привел данные заммэра. - За шесть лет протяженность столичного метрополитена выросла на 30 процентов, улично-дорожной сети - на 12,5, а количество искусственных сооружений - на 26 процентов, соответственно. За прошедшие годы построено более 370 объектов социальной инфраструктуры. Московская агломерация является крупнейшим строителем в России и мире. Мы учитываем и сами формируем мировые градостроительные тенденции, поэтому и проводим такие мероприятия, как урбанистический форум.
Ключевые направления реновации
Все агломерации борются за человеческий капитал, и Москва притягивает лучших людей со всего мира. Столичные власти поставили перед собой задачу - создать город, удобный для жизни. В связи этим программа реновации касается всех отраслей городского развития.
- Реновация в нашем понимании - это инструмент увеличения возможностей, наделение свободой каждого москвича, повышение его конкурентоспособности как горожанина, капитализация его городского и столичного статуса, - сказал Марат Хуснуллин.
Городские обновления касаются транспортной, социальной инфраструктуры, модернизации депрессивных промышленных зон, парков и общественных пространств, спортивных объектов. Создание таких объектов позволяет жителям раскрыть свой потенциал, выбрать здоровый образ жизни, что особенно ценно в плотной застройке современного мегаполиса. И, конечно же, современное жилье создает комфортную городскую среду с высоким уровнем озеленения и благоустройства.
Однако самой острой проблемой мегаполиса является отсутствие свободы передвижения. Автомобильные пробки запирают горожан на часы. Человек, не имея свободы выбора, вынужден в пересчете на год тратить недели и месяцы своей жизни на передвижение.
- Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу кардинально переосмыслить концепцию развития транспортной системы Москвы, создать единую интегрированную сеть, с повышенной пропускной способностью и высоким уровнем комфорта, сформированным на базе современных технологий, - заявил Марат Хуснуллин.
По его словам, объемы реновации транспортной системы Москвы в 2011-2016 годах являются беспрецедентными для большинства мегаполисов мира. Опыт перенимают в том числе и у азиатских коллег.
- Сеть московского метро совокупно увеличилась на 101 километр. То есть, за шесть лет протяженность столичного метрополитена выросла на 30 процентов, - отметил заммэра. - В сентябре 2016 года в Москве запустили Московское центральное кольцо - фактически новую кольцевую линию наземного метро. Сегодня МЦК перевозит более 350 тысяч пассажиров в сутки. Благодаря этой линии для жителей 14 районов города улучшился доступ к системе московского метро. 15 пересадок на 9 линий метрополитена и 6 пересадок на 5 радиальных направлений железной дороги создали дополнительно порядка 300 новых маршрутов. Дальнейшее развитие МЦК и метро увеличит количество пересадок и новых маршрутов еще на 20 процентов.
Запуск Московского центрального кольца позволил вдохнуть новую жизнь в прилегающие территории, где расположены заброшенные промышленные площадки. Речь идет о 10,8 тысяч гектаров, которые используются неэффективно или совсем не вовлечены в жизнь города. Потенциал реновации этих земель - порядка двух миллионов квадратных метров недвижимости.
- Сегодня в Москве реализуется более масштабный проект - Третий пересадочный контур - второе подземное кольцо метро, - продолжил Марат Хуснуллин. - На нем будет расположена 31 станция, которые обеспечат 21 пересадку на все радиальные линии метро и МЦК, увеличив тем самым число альтернативных маршрутов движения в разы. Первые пять станций ТПК планируется открыть уже в этом году.
В целом в рамках программы развития московского метрополитена планируется к 2021 году ввести еще 142 километра линий, 63 новые станции, 9 электродепо. В итоге протяженность московского метро вырастет в полтора раза. Вдвое сократится доля населения, не имеющего доступа к метро в шаговой доступности.
- Метро придет во Внуково, Рублево-Архангельское, Челобитьево, станет полноценной транспортной артерией всей Московской агломерации. 30 процентов жителей Новой Москвы получат метро в ближайшем доступе, - сделал заявление Марат Хуснуллин.
Еще один важный вид транспорта - железная дорога, объединяющая Московскую агломерацию, - за шесть лет обновила и приросла 169 километрами железнодорожных линий. В ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию еще 80 километров железнодорожных линий, построить пять новых станций на трех радиальных направлениях, интегрировав их в единую городскую транспортную сеть. В перспективе в Московской агломерации объем рельсового транспорта удвоится.
Дороги и транспортно-пересадочные узлы
В рамках реновации улично-дорожной сети города были полностью реконструированы 8 вылетных магистралей и 13 крупных развязок на МКАД. В общей сложности за шесть лет в Москве построили 544 километров дорог, 162 тоннеля, моста, эстакады, 160 пешеходных переходов.
- В Москве завершается создание нового транспортного кольца, состоящего из Северо-Западной, Северо-Восточной хорд и Южной рокады. Сегодня это самый масштабный улично-дорожный проект столицы, протяженностью порядка 232 километра, - отметил Марат Хуснуллин.
В ближайшие три года Москва планирует увеличить темпы дорожного строительства. К 2020 году будут сданы еще 475 километров дорог.
Окончательная интеграция всех транспортных артерий города в одну систему будет завершена через сеть транспортно-пересадочных узлов. Всего в Москве планируется построить 169 капитальных ТПУ. По 134 из них уже разрабатывается необходимая документация, для 13 из них по результатам конкурсов определены инвесторы, еще на шести идут строительно-монтажные работы. Транспортное-пересадочные узлы не только обеспечат свободу и комфорт движения пассажиров, но и станут катализатором развития прилегающей территории.
Реновация промзон
Модернизация и развитие современного мегаполиса невозможны без переоценки его прежних индустриальных амбиций. Улучшение городской экологии - ликвидация производств, возведенных не в самых подходящих местах, - проблема, с которой все крупные города столкнулись по окончании эпохи индустриализации. В настоящее время в границах старой Москвы расположено 208 промышленных зон площадью 18,8 тысячи гектаров, из которых 4,7 тысячи гектаров подлежат полной реорганизации, а 7,8 тысячи гектаров - частичной. Эти территории планируется преобразовывать в новые благоустроенные общественные центры, с сохранением и созданием мест приложения труда, разумным количеством жилья, обеспеченного всей необходимой инфраструктурой.
Крупнейшим и характерным проектом комплексного развития является реорганизация промзоны ЗИЛ. Территория бывшего завода имени Лихачева превратится в современный многофункциональный район, соответствующий мировым стандартам, когда на одной территории располагается современная комфортная жилая застройка, развитая социальная инфраструктура, рабочие места, парковая зона. Предполагаемая численность населения территории ЗИЛ после ее реконструкции оценивается в 76 тысяч человек.
Еще один пример успешного хода реновации депрессивных территорий - Тушино, территория бывшего аэродрома. Здесь завершено формирование нового транспортного каркаса, ключевыми событиями которого стали ввод станции метро “Спартак” и эстакады на Волоколамском шоссе. В целом на этой территории будет создан новый спортивный кластер, центром которого стал введенный в 2017 году стадион “Открытие арена”. Жилая зона рассчитана на 28 тысяч жителей, бизнес-зона - на 19 тысяч новых рабочих мест.
Развитие Новой Москвы
Еще один ключевой проект, представленный на Московском урбанистическом форуме, - это присоединенные территории. Пять лет назад Москва увеличила свою территорию практически в 2,5 раза за счет присоединения части Московской области.
- С момента включения в границы Москвы новых территорий здесь введено более 11 миллионов квадратных метров недвижимости, - рассказал Марат Хуснуллин. - Объекты жилищного строительства обеспечиваются объектами социальной инфраструктуры в полном объеме.
В 2016 году в Новую Москву пришло метро. Были открыты две первые станции “Румянцево” и “Саларьево”. Интеграция новых территорий в единую транспортную сеть города - одна из важнейших задач, напрямую связанных с повышением уровня комфорта и личной свободы горожан. К 2035 году планируется построить 65 километров линий и более 20 станций метро. До Новой Москвы “дотянут” Сокольническую и Солнцевскую линии метро.
Реновация жилого фонда
По словам Марата Хуснуллина, необходимость этого шага назрела давно. Проблема устаревания жилого фонда - общая черта всех мегаполисов мира.
- Мы уверены, что переселение по этой программе начнется уже в сентябре этого года, - сказал заммэра. - При этом полностью изменится подход к реализации самой программы. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил абсолютно новые стандарты проектирования, призванные создать новый уровень комфорта проживания: квартальная застройка с современными планировочными решениями, разработанными лучшими архитекторами России и мира, качественная городская среда с высоким уровнем озеленения и благоустройства, высокая энергоэффективность домов и квартир.
В конечном итоге программа реновации жилья позитивно скажется на развитии всего города: замена устаревших коммуникаций, увеличение парковочных мест, парковых и прогулочных зон, улучшение транспортной ситуации и экологической обстановки, создание новых рабочих мест в шаговой доступности.
- Столичные программы реновации - жилья, транспорта, социальной, спортивной инфраструктуры - работают в плотной связке друг с другом, и эта синергия в разы повышает эффективность градостроительных решений, - отметил Марат Хуснуллин.