Третий пересадочный контур
Руководитель - Шумаков Н.И. Авторы: Орлов А.Ю., Волович В.С., Расстегняева Н.В., Сычева В.О., Рзянин Д.С., Солдатов Т.Ю.

Год реализации: 2014

Общая часть
Архитектурная концепция участка Третьего пересадочного контура московского метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» разработана на основании:
-  Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007г. №961-ПП «О плане метростроения в городе Москве на 2008-2010г.г.»;
- Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008г. №564-ПП «О присвоении названий новым станциям метрополитена»;
-  Постановления Правительства Москвы от 19.05.2009г. №462 «О проекте размещения жилищного и других видов строительства в городе Москве на период до 201-2015гг. (прил. 1, прил. 24);
-  Распоряжения Правительства Москвы от 18.03.2010г. 479-РП «О проектировании линий и объектов метрополитена для организации их строительства начиная с 2012г.», в соответствии с  Градостроительным заданием (включаяАПЗ) для разработки проекта строительства новой линии метрополитена на участке от ММДЦ «Москва-Сити» до станции «Савеловская» и решениями:
 -  Научно-технического Совета Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы от 28.01.2011г.;
-  Художественного Совета Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Протокол №2  15.02.2011г.);
- Общественного Совета по вопросам градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы при Мэре Москвы (Протокол №1 от 23.03.2011г.)

  Участок Третьего пересадочного контура московского метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» включает в себя шесть станционных комплексов:
- Один станционный комплекс  глубокого заложения (закрытого способа работ):
1. станция «Нижняя Масловка»;
- Пять станционных комплекса мелкого заложения ( открытого способа работ):
2. станция «Петровский Парк»;
3. станция «Ходынское поле»;
4. станция «Хорошевская»;
5. станция «Шелепиха»;


6 Станционный комплекс «Деловой Центр», расположенный в центральном ядре ММДЦ «Москва-Сити» (мелкого заложения).

СТАНЦИЯ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
Станция «Нижняя Масловка» пересадочная с существующей станцией «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии размещается под площадью Бутырской заставы, вдоль магистрали «Третье транспортное кольцо».
 Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль с выходами на обе стороны Бутырской улицы;
- подземный вестибюль  с выходом к железнодорожному вокзалу, в существующий подземный пешеходный переход, вестибюль существующей станции «Савеловская»;
- платформенную часть с посадочной платформой длиной 163м;
- комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Савеловская»;
- необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений;
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции.

СТАНЦИИ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
Станция «Петровский Парк», колонного типа  пересадочная с существующей станцией «Динамо» Замоскворецкой линии, размещается вдоль Театральной аллеи вблизи нового многофункционального комплекса
с реконструируемым стадионом «Динамо».
Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль, расположенный вблизи существующего вестибюля станции «Динамо», запроектированный с выходом на Ленинградский проспект и в существующий подземный пешеходный переход под Ленинградским проспектом;
- подземный вестибюль, размещается вдоль Петровско-Разумовской аллеи. Имеет выходы к существующему торговому центру, остановкам НГПТ и в реконструируемый стадион «Динамо»;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 163м;
-  комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Динамо»;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
 - наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;
 
Станция «Ходынское поле», колонного типа  расположена под территорией парка «Ходынское поле», между Ходынским бульваром и взлетно-посадочной полосой.
Станционный комплекс включает в себя:
- наземный павильон- вестибюль с выходам к жилой застройке и центральному входу в парк, расположенный на противоположной стороне Ходынского бульвара;
-  наземный павильон- вестибюль, запроектированный с выходам к существующей взлетно-посадочной полосе
 с учетом существующего ледового дворца и проектируемых объектов;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 163м;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;
Наземные павильоны решены в стиле ландшафтно-парковой архитектуры, как участки приподнятой озелененной поверхности земли для организации входа в подземное пространство.  

Станция «Хорошевская», колонного типа  пересадочная  с существующей станцией «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, расположена вдоль Хорошевского шоссе под существующей ж/д веткой, параллельно существующей станции «Полежаевская».
   Станционный комплекс включает в себя:
-  подземный вестибюль, запроектированный в районе 4-ого Магистрального проезда с выходом на Магистральный проезд. Предусмотрен перспективный наземный пешеходный переход с учетом перспективной застройки, совмещенный с наземным зданием локомотивных бригад;
-  подземный вестибюль вблизи Т-образного перекрестка Хорошевского шоссе и улицы Куусинена с выходами
в проектируемое здание перехватывающей автостоянки, к остановкам НГПТ по обеим сторонам Хорошевского шоссе и улицы Куусинена, и проходом в существующий вестибюль станции «Полежаевская»;  
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 163м;
-  комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Полежаевская»;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;


Станционный комплекс «Шелепиха» размещен вдоль Малого кольца МЖД в месте пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом.   
Станционный комплекс  включает в себя:
-  подземный вестибюль №1, расположенный вблизи Шмитовского проезда,
 с выходами, ориентированными к жилой застройке;
-  подземный вестибюль №2, расположенный в районе реконструируемой жилой застройки вблизи перспективной автодорожной развязки. Выходы ориентированы к остановкам городского пассажирского транспорта;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 163м;
- необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов
и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции.
Для станций мелкого заложения, сооружаемых в котлованах глубиной 25м-32м, применена экономичная конструкция колонного типа, обеспечивающая сооружение всего здания.
Станционный комплекс глубокого заложения с платформенным участком длиной 163м сооружается закрытым способом с применением буровзрывных работ и механизированными тоннелепроходческими комбайнами. Основные конструкции станции, натяжных камер эскалаторов, камер металлоконструкций, станционных венткамер, БТП, ТПП выполняются из чугунных тюбингов и, частично, из монолитного железобетона с внутренней  металлоизоляцией.
Платформенные части станций
Станция глубокого заложения (Нижняя Масловка)
Станция располагается  на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 22м
и 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция среднего зала станций глубокого заложения– свод из чугунных тюбингов обделки Ø9.5м с лотком из монолитного железобетона с внутренней металлоизоляцией. Боковые тоннели – в чугунной обделке Ø8.5м кругового очертания. В местах проемов тюбинги боковых тоннелей опираются на клинчатые перемычки между пилонами, тюбинги среднего зала - на опоры в составе железобетонного лотка. Ширина проемов принята 3,755 м, пилонов – 3 м. Данная конструкция станций с междупутьем 22м  обеспечивает возможность компактного размещения за пределами платформенной части (в межтоннельном пространстве)  необходимого современного технологического оборудования для функционирования метрополитена, удобную коммуникационную связь различных частей станционных комплексов, и дают высокий экономический эффект при строительстве в геологических условиях, характерных для Москвы.
 В целях унификации конструкции платформенных частей трех станций мелкого заложения, конструкции выполняются единообразными в монолитном железобетоне с шагом колонн 9м, с центральным пролетом 7,8м. Ширина платформ -12м, высота – 7.7м для обеспечения конструкций пересадок.

Здание отдыха локомотивных бригад
Здание отдыха локомотивных бригад расположено над вестибюлем у 4-ого Магистрального проезда.
Помещения отдыха локомотивных бригад Таганско-Краснопресненской линии и Третьего пересадочного контура запроектированы на втором этаже в уровне перспективного надземного пешеходного перехода через
4-й Магистральный проезд. Объем второго этажа здания перекрывает эскалаторный выход со станции, образуя павильон над эскалаторами. На первом этаже расположены только необходимые технологические помещения
и лестничные клетки, ведущие на второй этаж. Все остальное пространство под вторым уровнем не застраивается.
Ко времени сооружения надземного пешеходного перехода по периметру свободного пространства наземного уровня предполагается возведение витражных конструкций и размещение на этой площади предприятий попутной торговли.    
Архитектурная концепция
Архитектурная концепция участка линии Третьего пересадочного контура московского метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» - это единая концепция линии, состоящей из шести станционных комплексов, выполненных в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим шесть частей композиции  в единое целое.
Предложен новый подход в решении архитектуры московского метро – не одна, отдельно взятая станция, а линия, состоящая из семи станций, становится одним композиционным элементом в системе московского метрополитена.
Основная архитектурная идея каждого станционного объема:
–  на станциях глубокого заложения выявить ажурную тюбинговую несущую конструкцию платформенной части станции;
– с помощью светопрозрачной перегородки по краям платформы провести четкое зонирование поездного
и пассажирского пространства;
–  с помощью естественного камня различного цвета придать каждой станции узнаваемость
и индивидуальность, при этом сохранить традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении.  
Основные отделочные материалы, применяемые на станциях:
- естественный камень различного цвета (гранит, мрамор) в отделке платформы, колонн и  пилонов;
- стекло -  в витражной конструкции перегородки по краям платформы и в пилонах;
- стеклопластик – в решении пластики водоотводящего зонта на сводах боковых и центрального залов.
- алюминиевые трехслойные панели для решения потолков платформенных частей станций мелкого заложения.
Станция «Нижняя Масловка» выполнена с применением белого и серого мрамора, пересадочная со станцией «Савеловская» (ветка серого цвета в системе московского метрополитена).
На станции глубокого заложения в боковых залах на фризе над раздвижными дверями размещены светящиеся информационные указатели и  маршрутные схема линии.
На станции глубокого заложения над пилонами в боковых залах расположена металлическая полоса, окрашенная
в цвет станции со светящимися надписями наименования станции. Цветная полоса размещена таким образом, что хорошо видна сидящему или стоящему пассажиру в вагоне поезда. Цветные части пилонов обращены
в центральный зал. Над проемами в пилонах размещаются информационные указатели «выход в город»
и «к поездам до станций».
С помощью светодиодной подсветки, окраски тюбинговой конструкции в темный графитовый цвет
и светопрозрачных конструкций на пилонах и по краям платформы достигается ощущение глубины пространства. Примененные в отделке материалы «работают» на контрасте с тюбинговой конструкцией, подчеркивая ее цилиндрическое очертание и непрерывность.
Динамичные формы деталей облицовки выявляют характер транспортного сооружения, придают ощущение легкости и воздушности конструкциям.
Станция «Петровский Парк» выполнена с применением белого и зеленого мрамора, пересадочная со станцией «Диномо» (ветка зеленого цвета в системе московского метрополитена).    
Станция «Ходынское поле» выполнена в черно-белой графике с применением белого и черного мрамора
и соответствует образу современной застройке района «Ходынское поле».
Станция «Хорошевская»  выполнена с применением белого и фиолетового мрамора, пересадочная со станцией «Полежаевкская» (ветка фиолетового цвета в системе московского метрополитена.
Станция «Шелепиха» выполнена с применением белого и желтого мрамора.
Вестибюли станций и пешеходные переходы с лестничными выходами запроектированы в монолитном железобетоне. Объемы вестибюлей минимизированы и выполнены в соответствии с градостроительной ситуацией.  
Архитектура вестибюлей является неотъемлемой частью архитектурной композиции станции. В отделке применяются те же материалы, что и на платформенной части. Колористическое решение интерьеров вестибюлей соответствует колористическому решению перронных залов.  
В местах, где позволяет градостроительная ситуация, над лестничными выходами из метро установлены светопрозрачные конструкции павильонов с дверями. Детали конструкций окрашиваются в цвет станции.
Станция «Деловой центр», пересадочная с существующей станцией «Выставочная» Филевской линии
и одноименной станцией проектируемой Солнцевской линии, размещается в двух нижних уровнях подземной части построенного ядра ММДЦ «Москва-Сити» и является частью пересадочного узла, выполненного в едином объеме.
 Станционный комплекс включает в себя:
- встроенный эскалаторный подъем с выходом в зону торгового центра на отм.124.6, в осях И-M/12-16 ядра ММДЦ;
- встроенный эскалаторный подъем с выходом в зону торгового центра на отм. 129.7, в осях Г-Ж/7-11 ядра ММДЦ;
- распределительная галерея с вестибюлем на отм. 109.2;
- платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м на отм. 105.2;
- необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений;
- вентиляционные каналы тоннельной и местной вентиляции, выходящие в венткиоски ядра ММДЦ;
Архитектурная концепция
Архитектурное решение станции «Деловой центр», с одной стороны,  подчинено основным тезисам архитектурной идеи станций глубокого заложения Третьего пересадочного контура, с другой стороны,  продолжает концепцию, заложенную в станцию «Выставочная», которая  вместе со станциями «Деловой центр» Третьего пересадочного контура и Солнцевской линии составляют единое пространство в уровне распределительной галереи. Весь объем пересадочного комплекса, объединяющего три станции, выполнен в монолитных железобетонных конструкциях,
с шагом колонн 7,8 м, в настоящее время построен в основных конструкциях, а от оси 35 до оси 52 ядра ММДЦ выполнена финишная отделка и функционирует станция «Выставочная» Филевской линии. Проектируемая станция повторяет волнообразные формы потолка с встроенными световыми коническими куполами в нефах, проходящих над платформенной частью станций и световыми продольными нишами, выполненными над боковыми нефами и центральной галереей между станциями, которые таким образом зрительно разбивают огромное пространство потолка на функциональные зоны посадочных платформ и переходных галерей. В платформенной части станции устанавливаются стеклянные перегородки с раздвижными дверями, отделяющими пространство пассажиров от пространства поездов, над которыми  размещены светящиеся информационные указатели  и  маршрутные схемы линий.
Основные отделочные материалы, применяемые на станции:
- естественный камень (гранит, мрамор) в отделке платформы и стен;
- стекло -  в витражной конструкции перегородки по краям платформы, между зонами и в витринах, встроенных
 в стены, в уровне распределительной галереи, в стеклянных ограждениях балконов в уровне распределительной галереи;
- металл – алюминиевые панели в облицовке потолков и панели из нержавеющей стали в облицовке колонн
 и торцевых элементов балконов
в уровне распределительной галереи.
 В концепции решены важнейшие задачи для транспортного сооружения:
- комфортное пребывание пассажиров на станции – запроектирована система вентиляции
и кондиционирования воздуха, пересадка между станциями осуществляется в одном уровне, общее пространство позволяет кратчайшим путем достичь нужного выхода в пределах ядра ММДЦ из любой части любой станции;
- безопасность пребывания пассажиров на станции метро – установлена светопрозрачная перегородка
с раздвижными дверями между платформой и зоной движения поездов, станционный комплекс оборудован системой дымоудаления  в случае возникновения пожара, в вестибюлях предусмотрены помещения для размещения антитеррористического оборудования;
- доступность для инвалидов и маломобильных групп населения – уровни станционного комплекса соединены лифтами и необходимой тактильной информацией, для подъема на другие уровни ядра ММДЦ
и на поверхность также заложены лифты в составе торгово-пешеходной обходной галереи вокруг станционного комплекса. По краю платформы вдоль светопрозрачной перегородки установлены светодиодные светящиеся линии и тактильная информация. На всех дверях по ходу движения пассажиров
и контрольно-пропускном оборудовании установлены необходимые пиктограммы.
 

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru