Юбилей. Ее года - наше богатство!
МЕТРОГИПРОТРАНС, СА России, CМА, РААСН чествуют заслуженного архитектора Российской Федерации Нину Александровну Алешину.

Главный архитектор отдела - Алешина Нина Александровна

Проектный институт "Метрогипротранс", Союз архитекторов России, Cоюз московских архитекторов, Российская академия архитектуры и строительных наук чествуют заслуженного архитектора Российской Федерации Нину Александровну Алешину.  В Доме архитектора коллеги и друзья тепло поздравят ее с двойным юбилеем - днем рождения и 60-летием яркого творчества  в очень сложном, но таком притягательном  и уникальном подземном зодчестве.

Репортаж из Центрального дома архитектора.

Шестьдесят лет тому назад выпускница Московского архитектурного института Нина Алешина пришла в институт "Метрогипротранс" проектировать метро. Именно тогда она сделала свой выбор, думаю, не предполагая, что он будет раз и навсегда, на всю жизнь. Выбор оказался удивительно верным, потому что сегодня представить себе архитектуру метро без имени Нины Александровны Алешиной, без ее удивительных станций просто невозможно.

Это был уже послевоенный выпуск, 1950 года. "Была такая бурлящая, энергичная масса студентов, одержимых желанием учиться", - сказал об этих выпускниках, среди которых была и Нина Алешина, заслуженный архитектор Борис Тхор. Придя в "Метрогипротранс", Нина Александровна включилась в работу над "Новослободской", помогая архитекторам А. Душкину и  А. Стрелкову. Она готовила чертежи на облицовку путевых стен и цоколей пилонов, на оформление проемов и витражей металлом, а ее муж - художник Николай Иванович Алешин помогал Павлу Дмитриевичу Корину делать картоны для витражей. Работа буквально захватила, и одна станция следовала потом за другой.

Нина Александровна - автор девятнадцати метровокзалов. Не знаю, в каком бы порядке расположила она их сама, но я бы пальму первенства отдала "Кузнецкому мосту", а дальше - "Чертановская", "Марксистская", "Менделеевская", "Чкаловская"... И все остальные, потому что каждая отражает индивидуальный почерк архитектора - мастера. Она стала им, потому что никогда не переставала учиться у корифеев архитектуры, всегда стремилась понять, что для них было самым важным, за счет чего достигали они совершенства. А учиться ей было у кого. Это и любимый преподаватель МАРХИ Борис Мезенцов, и талантливейший коллега по "Метрогипротрансу" Алексей Душкин, и всем известный зодчий Леонид Поляков...

Вспоминая о Михаиле Марковском, с которым много лет проработала в "Метрогипротрансе" и которого называли Моцартом в архитектуре, Нина Александровна рассказывала: "Я любила наблюдать за работой троих соавторов - Марковского, Лилье и Литвинова. Пристроившись где-то в уголочке, слушала их рассуждения по поводу создания фрагментов или деталей проекта и вспоминала высказывание Ивана Жолтовского: "Проект должен быть разработан вплоть до дверной ручки". Все, даже мелкие детали у них осмысливались в соответствии с логикой целого сооружения".

А вот еще очень важное суждение Нины Александровны о творчестве Леонида Полякова, ставшего именем целой эпохи: "Он никогда не делал эскизов. Обдумывал проект, а потом садился и сразу чертил. Он ощущал современность, но им владела классическая азбука архитектуры. Отсюда звучание времени, смысла, пропорций..."

Мне кажется, в этом высказывании кредо архитектора Алешиной: важность каждой детали и пространственного решения, знание классической азбуки архитектуры. Именно поэтому все станции Нины Александровны полны света, человек чувствует себя на них комфортно, не ощущая, что находится не просто в замкнутом пространстве, а еще и под землей. Несколько ее метровокзалов получили признание в Совмине СССР и на архитектурных конкурсах, а сама она стала членом правления Союза архитекторов СССР, членом Союза архитекторов Москвы, заслуженным архитектором Российской Федерации, кавалером ордена "Знак Почета" и медали "За трудовую доблесть", лауреатом премии Совета Министров СССР.

Десять лет Нина Александровна была главным архитектором института "Метрогипротранс". Это было не простое для нее время, потому что надо было совмещать обязанности руководителя с проектированием собственных станций. Отказаться от творческой работы она бы никогда не согласилась. Наверное, поэтому к каждой станции своих коллег относилась как к своей собственной. Имя архитектора Алешиной к тому времени уже стало настолько известно, что с ее мнением считались, и ее авторитетное слово в защиту того или иного проекта воспринималось как истина. При главном архитекторе Алешиной работали в "Метрогипротрансе" Николай Шумаков, Леонид Борзенков, Вадим Волович, Александр Орлов, Александр Некрасов, Наталья Шурыгина, Галина Мун и многие другие, кто сегодня создает прекрасные сооружения столицы.

В окружающих себя людях Нина Александровна прежде всего ценит творческое начало, а потому для нее важен не стаж работы коллег, а прежде всего увлеченность работой, талант, поиск оригинальных решений. Коллеги-ровесники ценят ее за прямоту и поддержку, а молодежь - за веру в их силы, в их способности.

Станции Н. А. Алешиной получились такими оригинальными не только благодаря ее таланту, но и тем правилам, которых она придерживается, - постоянный авторский надзор на объектах и тесный контакт со строителями и отделочниками. О своих взаимоотношениях с метростроевцами Нина Александровна может написать не одну книгу. Встретить ее на строящейся станции всегда было легче, чем в кабинете. Да и с журналистами она была здесь гораздо разговорчивей, потому что могла наглядно показать им то, что задумала. А если что-то было выполнено не так, она очень эмоционально выражала свой протест и никогда не шла на компромисс, если это искажало ее идею.

У Алешиной всегда были особые отношения с начальниками СМУ и участков, с бригадирами Метростроя. Они ее, чего греха таить, и побаивались, и ворчали порой по поводу каждодневного контроля (она иногда приходила на объект раньше начальника участка или сменного инженера!), но в глубине души уважали за талант и принципиальность. Знаменитый бригадир проходчиков СМУ №6 Метростроя Илья Иванович Шепелев на вечере в ЦДРИ, посвященном открытию станции "Кузнецкий мост", публично признался: "Очень трудно нам было. Алешина все время сидела у меня на шее..." Но сказано это было с такой трогательной искренностью. Потом Шепелев строил с Ниной Александровной "Менделеевскую" и "Марксистскую", и его отношение к ней и ее творчеству стало совершенно иным. Он уже на все смотрел ее глазами и не мог себе позволить даже малейшую неточность. На "Марксистской" (по условиям строительства она была одной из самых сложных) Илья Иванович уже честно сказал: "Алешина - молодец! Если бы не она, не знаю, что бы получилось!"

По своей натуре Нина Александровна - борец. Если на стройке было что-то не так, она поднимала на ноги все руководство от начальника участка до начальника Метростроя. Сколько раз начальник строительства станции "Кузнецкий мост" Шамтон Симандуев в сердцах просил: "Уберите от меня эту Алешину". Но Нина Александровна не обращала на это внимания и всегда добивалась своего, терпеливо объясняя строителям архитектурные тонкости.

Сегодня Нина Александровна - самый ярый защитник станций метро, признанных памятниками архитектуры, истории и культуры. Если на каком-то объекте реконструкция или реставрация ведется с нарушениями, голос Алешиной вы тут же услышите. Она выскажет свое мнение в прессе, в Москомнаследии, заявит свой протест руководителям метрополитена. Сколько раз именно Алешина будоражила общественность по поводу псевдореставрации станции "Новослободская"?! Сколько раз призывала она руководство города и метрополитена серьезно заняться станцией "Маяковская"?! Такая активная жизненная позиция дорогого стоит. И у нее есть право на критику, потому что сама она строго соблюдает правила. Недавняя реконструкция с реставрацией вестибюля станции "Измайловский парк" - тому пример.

Сейчас Нина Александровна активно занимается оформлением документации по станциям метро - памятникам архитектуры для Москомнаследия. Уже семнадцать таких метровокзалов имеют теперь паспорта с подробным описанием их уникальности. Это очень кропотливая работа, но она важна именно для защиты памятников истории и культуры. Выполнить ее так добросовестно, как это делает Алешина, может только она, потому что всю жизнь любит и создает метро.

Берта БУХАРИНА.
 

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100