Воздушные ворота Москвы
Аэровокзальный комплекс «Внуково-1» (АВК) давно и небезосновательно сопровождают эпитетами масштабный и уникальный. Исполинские размеры сооружения поражают даже в незавершенном виде.

Аэровокзальный комплекс «Внуково-1» (АВК) давно и небезосновательно сопровождают эпитетами масштабный и уникальный. Исполинские размеры сооружения поражают даже в незавершенном виде. А уникальность проекта официально подтверждена Москомархитектурой.
Поистине уникальным проект стал и для своего создателя - старейшего российского проектного института ОАО «Метрогипротранс». Все 75 лет своей деятельности «Метрогипротранс» специализировался на проектировании объектов метрополитена. На его счету все линии и станции столичной подземки, а также других городов России и СНГ. «На поверхность» архитекторы института стали выходить только в последние два десятилетия, когда строительство метро в Москве, да и стране в целом, замедлилось. Так в послужном списке Метрогипротранса появились автомобильные тоннели, мосты и другие сооружения, не касающиеся метро. Однако, с приходом во Внуково «Метрогипротранс» совершил переход в совершенно новое для себя измерение.

Правда путь к работе над проектом аэровокзального комплекса «Внуково-1» для Метрогипротранса лежал через привычный и подвластный ему подземный мир. «Сначала Аэропорт Внуково заказал институту в своем роде тоже уникальный объект - первый в России подземный железнодорожный терминал, - рассказывает Николай Шумаков, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», - Он был нужен для того, чтобы подвести прямо к аэропорту, а точнее сказать к будущему терминалу «Внуково-1», железную дорогу, ведущую с Киевского вокзала во Внуково».
«Мы успешно справились с поставленной задачей за 6 месяцев, и терминал был построен меньше чем за год», - добавляет Шумаков. И это не смотря на то, что железнодорожная станция потребовала прокладки почти километрового тоннеля под взлетно-посадочной полосой. Но для Метрогипротранса это оказалось привычным делом.
«На этом наша работа во Внуково была завершена, - продолжает Н. Шумаков, - Но заказчик обратился к нам с предложением взяться еще и за проект аэровокзального комплекса «Внуково-1».
Первоначально проект аэрокомплекса разработали архитекторы из немецкой фирмы «Obermeyer Planen». В ноябре 2006 года он даже завоевал золотую медаль Всемирного Салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика 2006». Но проект-медалист оказался несостоятельным. «Дело в том, что у «Obermeyer Planen», видимо были достаточно слабые представления о том, что такое проект вообще. Они подготовили легкий набросок, архитектурную концепцию, то, что можно утвердить на общественном совете, но не в экспертизе, - объясняет Николай Шумаков,  - Проект - это сотни томов детально проработанной  документации, увязанной между собой  по всем разделам…».
Самое страшное, по словам Шумакова, началось после того, как немецкие проектировщики и заказчик подключили к процессу конструкторов из «Моспроект-4» и ЦНИИ ПСК им. Н.П. Мельникова. Они, к сожалению «Obermeyer Planen», выяснили, что спроектированное здание рухнет в первую же зиму. Причем, конструкция настолько хлипкая, что ее никак нельзя усовершенствовать. «Кровля рушится несмотря ни на что, хоть расширяй колонны до 100 метров в диаметре, или сооружай дополнительные», - комментирует Шумаков. «Архитекторы «Obermeyer Planen» видимо забыли, что в России нередко бывает снег, и придумали кровлю с множеством так называемых снеговых мешков», - объясняет он.
Вдобавок ко всему прочему, в Москве как раз произошло обрушение Трансвааль-парка. Требования к несущим конструкциям всех сооружений сильно ужесточились. Поэтому, имеющийся проект нужно было не доделывать, а полностью перепроектировать.
Встал вопрос: кому доверить такое задание? «Аэропроект», занимавшийся проектированием аэропортовых сооружений в советское время, за 90-е гг. растерял все свои кадры. Тогда заказчик решил отдать проект АВК Метрогипротрансу – институту, который пусть никогда и не проектировал подобные объекты, но давно зарекомендовал себя как профессионал, не пасующий перед новыми задачами. К тому же опыт работы во Внуково у него уже был.
«Мы на радостях согласились: такой объект случается раз в жизни, - говорит Шумаков, - Но, признаться честно, потом в первые месяцы пребывали в состоянии страха и ужаса. Даже думали, что уже не осилим. Метро проектировать гораздо проще. Аэропорт - это целый город. Здесь присутствует огромное количество различных служб, авиакомпаний, объектов торговли и т.п. Мы оказались неподготовлены. Но, шаг за шагом, привлекая специалистов, консультируясь, чувствуя поддержку заказчика, мы справились с задачей».
«Проект «Obermeyer Planen» был переделан примерно на 98,5 процента, - подытожил Шумаков, - От первоначального замысла сохранились только объем здания и его конфигурация в плане».

***

Но как раз конфигурация АВК оказалась более-менее удачной. По крайней мере, она отвечала первоначальной идее непрерывного движения по терминалу: только прямо, никуда не сворачивая. А также соответствовала особенностям расположения нового объекта на территории аэропорта.
«Во Внуково новый терминал строится на месте старого аэровокзала. Больше негде, - рассказывает руководитель проекта Сергей Туренский, вице-президент ОАО «Метрогипротранс», - Мы зажаты между действующими объектами аэропорта и взлетно-посадочными полосами, которые пересекаются друг с другом и четко ограничивают пространство».
«Строящаяся посадочная галерея по проекту более чем на 500 м врезается в летное поле, из-за чего нам пришлось в первую очередь заняться переразмещением рулежных дорожек (уточнить текст  у Туренского), - говорит Сергей Туренский, -  Землю под проектирование нам отдавали буквально по метру, а строительство велось параллельно. Были такие моменты: стоишь у ограждения стройплощадки, а над головой проплывает крыло какого-нибудь аэробуса».
По словам руководителя проекта, строго контролировать процесс строительства пришлось с самого начала. «В трех метрах от десятиметрового котлована находился действующий зал №2 и командно-диспетчерский пункт, который снесли меньше года назад, - объясняет Туренский, - Нам было не до шуток. Любое ЧП могло привести к ужасным последствиям. Поэтому мы вели постоянный мониторинг соседних зданий, чтобы предупредить любую возможность обрушения».
Безусловно, в этом Метрогипротрансу помог огромный опыт подземного строительства. Станции и линии столичного метро отличаются невероятной прочностью. То же самое уже сегодня демонстрирует и новое детище института - АВК «Внуково-1».
«Сейчас по этажам строящегося здания ездит тяжелая техника, микроавтобусы. Это огромная нагрузка, но конструкции выдерживают. Ни одной трещины! - рассказывает С. Туренский, - Кроме того, когда мы проектировали пассажирский терминал, нам пришлось учитывать возможность въезда самолета в здание. Такого было требование экспертизы. Но конструкция успешно прошла проверку на устойчивость».
Однако, как отметил Туренский, проектировщики позаботились не только о надежности сооружения. «Для архитекторов Метрогипротранса важен архитектурный облик любого объекта, - объясняет он, - Такая у нас школа, воспитание, если хотите. Возьмите, к примеру, московский метрополитен. Ведь это не только транспортное сооружение, это каждый раз архитектурный объект. С 1935 года у него присутствует свой неповторимый стиль». 
Поэтому и в случае с внуковским терминалом, архитекторы Метрогипротранса сами себе поставили сверхзадачу: сделать объект не только функциональным, но и красивым. «К тому же Внуково заранее окрестили воздушными воротами Москвы, а это, безусловно, обязывает», - заметил Сергей  Туренский.
Архитекторы Метрогипротранса вели тесную работу с конструкторами ЦНИИ ПСК им. Н.П. Мельникова и добились того, чтобы металлоконструкции, оставшиеся на виду, имели эстетически красивый вид. Побывав в строящемся терминале, можно убедиться, что работа была проделана не зря. «Металлоконструкции создают ажурную паутину, хотя на самом деле эта паутина «сплетена» из толстенных труб», - говорит Туренский. 

***

В целом концепция сооружения, унаследованная от проекта «Obermeyer Planen», предполагает использование огромного количества металла и стекла. И кровля, и фасады терминала будут выполнены в основном из этих двух материалов. «Металл и стекло подчеркивают индустриальность, легкость сооружения, его воздушность и открытость», - комментирует Леонид Борзенков, главный архитектор проекта Аэровокзального комплекса «Внуково-1», руководитель мастерской ОАО «Метрогипротранс».
По его словам, общий силуэт АВК будет приближен к силуэту самолета, а все остальные элементы - перекликаться с темой авиации.
Так, например, кровля комплекса выполнена из патинированного (искусственно состаренного – прим. авт.) алюминия. «Мы выбрали такой материал, потому что он лучше других подходит к форме кровли и отвечает ее особенностям», - отметил Борзенков. После перепроектирования крыша АВК стала ----- обтекаемой и плавной. Она сильно выступает над зданием и создает солнцезащитный козырек. «Кроме того, мы приняли решение не красить крышу краской, ведь какой бы хорошей она не была, через некоторое время она потребует восстановления. А патинированный алюминий не теряет своих свойств десятилетиями», - заверяет Борзенков.
Для теплоизоляции кровли тоже применен долговечный материал: -----пеностекло Foamglas. «Он совсем негорючий, и не требует пароизоляции. Поэтому кровля у нас получилась не только красивая, но и надежная», - говорит Л. Борзенков.
В крыше сделаны так называемые световые фонари. Для них используется то же стекло, что и в фасадах всего здания. По словам главного архитектора проекта, стекло это необычное. Оно имеет специальное магнетронное напыление, которое придает базовому стеклу функции повышенного энергосбережения и контроля солнечной энергии. Проще говоря, такое стекло пропускает внутрь солнечный свет, почти лишая его тепла, и при этом не выпускает тепло из здания.
«Минувшей весной, когда начался монтаж стеклопакетов, в солнечную погоду можно было наблюдать, как под лучами солнца везде тает снег, а за уже установленным стеклом, он лежит совсем не тронутый», - вспоминает Борзенков. Вместе с тем, стеклопакеты еще и не пропускают шум, что в аэропорту чрезвычайно важно. 
Внутренняя отделка терминала также выполняется в соответствии с авиационной тематикой. Металлические потолки, цвета нержавеющей стали, с уникальной подсветкой, натуральный камень и гранит на полу и стенах, светло-серых и белых оттенков. «Яркие цвета в интерьер привнесут объекты торговли, - комментирует Борзенков, - Поэтому мы не стали заранее задавать определенный тон, он бы обязывал подстраиваться под него. Мы сделали «оправу», яркие «камни» появятся потом».
Объединяющим пространство станет мотив «парящего треугольника», который, по словам Борзенкова, будет включен во все основные интерьеры АВК. Треугольники одновременно напоминают и воздушных змеев, и бумажные самолетики, которые каждый из нас делал в детстве.
Как сообщил Леонид Борзенков, схема размещения функциональных зон в многоуровневом аэровокзальном комплексе будет традиционной для многих зарубежных аэропортов.
На уровне земли, так называемом уровне прилета, будут расположены: зал прилета для встречающих пассажиров, зал паспортного контроля для пассажиров, доставляемых от самолетов на автобусах, багажное отделение, технологические помещения, помещения служб аэропорта, включая столовую для его сотрудников. Вся зона будет поделена на международные (справа относительно главной оси здания) и внутренние линии (слева). Однако, багажное отделение будет единым для всех пассажиров, что для России станет беспрецедентным нововведением.
Следующий уровень - промежуточный - нависает над первым и находится на высоте 4-4,6 м. Выступая над нижним уровнем, он образует крытую стоянку для спецтехники аэропорта. На этом уровне будет находиться галерея прилета, соединяющая выходы из самолетов с залом для транзитных пассажиров и залом паспортного контроля и ведущая к  залу выдачи багажа. «По телетрапам, через примыкающие к галерее 25 входов, , - рассказывает Борзенков, - пассажиры будут попадать непосредственно из самолета сразу в галерею».
Основной второй уровень - это уровень вылета. Именно к нему подходит автомобильная эстакада на высоте 8 м над землей. На нем разместиться единый зал регистрации для пассажиров внутренних и международных линий. Из него пассажиры будут попадать в просторные залы вылета через зоны таможни, паспортного контроля и проверки безопасности. Непосредственно из зала вылета по периметру будут организованы 25 выходов, оборудованных эскалаторами и лифтами (специально для маломобильных граждан ), а также телетрапами для посадки людей в самолеты. «Внешне  выходы дугами плавно спускаются от основного объема здания к телетрапам  и являются естественным продолжением сооружения,» - поясняет архитектор.
Кроме того, в зоне вылета огромное пространство займут магазины, рестораны, кафе, расположенные вдоль всей зоны ожидания, множество бизнес-залов. Количество последних, кстати, станет безусловным преимуществом Внуково перед другими российскими аэропортами. В центре зала вылета будет находится ресторанный дворик с огромным фонтаном посредине, лежащим в основании диспетчерской башни, конструкции которой подобно стволу дерева вознесутся над двориком и двумя ярусами, окружающих его бизнес залов и кафе. Это пространство будет остеклено, также, как и зал регистрации пассажиров, где по всей его длине будет проникать естественный свет сквозь гигантскую световую волну в кровле.
Сама башня высотой в 45 метров согласно проекту станет архитектурной доминантой всего терминала. «По требованиям пожарной безопасности она выделена в отдельный объем, - говорит Борзенков, - Диспетчерская разместится в ней на высоте 40 метров».
Третий уровень АВК (на высоте 14 м) займут рестораны, кафе и VIP-зал для пассажиров внутренних и международных линий. По словам Борзенкова, он будет несколько необычен. Традиционно его создают как закрытое помещение. Конечно, свойственная ему приватность будет соблюдена и здесь. Но зал будет находиться в общем пространстве. «Знаете как в театре: есть партер, а есть ложе. Вот в нашем VIP-зале у вас будет ощущение, что вы находитесь в ложе», - сравнил Борзенков. Также на третьем уровне разместятся офисы компаний. Их будет удобно найти в одном месте.
«Для удобства перемещения между уровнями, помимо обычных лестниц, запроектированы эскалаторы и лифты. Вдоль посадочной галереи, которая в длину составляет почти 500 м, сделаны траволаторы. Равномерно по всему АВК размещены  туалеты, в том числе и инвалидов, пеленальные комнаты для пассажиров с маленькими детьми , в зоне вылета будет расположено несколько курительных комнат. Все для удобства и комфорта пассажиров», - отмечает архитектор. 
При этом, во всех залах терминала, вне зависимости от класса, у пассажиров будет возможность любоваться видами прилетающих и отлетающих самолетов.

***

Сегодня, несмотря на то, что строительство первого пускового комплекса АВК «Внуково-1» уже подходит к концу, работа проектировщиков Метрогипротранса продолжается. «Проектное сопровождение идет с первой лопаты и до последнего гвоздя, - говорит Николай Шумаков, - Осуществляется авторский надзор. Ежедневно на стройке находятся представители от Метрогипротранса. Главный архитектор проекта Леонид Борзенков бывает там почти каждый день».
Кроме того, одной из особенностей работы во Внуково, по словам Сергея Туренского, является вариативность проектирования. Постоянно приходится что-то переделывать, менять технические решения. То пограничной службе понадобились дополнительные помещения, то из-за недостроенной гостиницы на всякий случай следует переместить сход с пешеходного перехода вправо, и т.д. «Нам нельзя задерживать сроки строительства, поэтому мы оперативно принимаем иные технические решения, и обеспечиваем стройку нужными чертежами, - отмечает Сергей Туренский».

ВНУКОВО: авторы приглашают
Фотоэкскурсия Леонида Борзенкова
`Array.title|stripslashes` - Полный текст новости откроется в новом окне

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100