Главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков: «Проблема с дорогами в России не будет решена никогда. Каждый должен купить себе по джипу, и не будет проблем!»

 

В эфире радио КП главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков рассказывает журналисту «Комсомолки» Светлане Олифировой, как территорию Новой Москвы соединят с исторической частью города скоростным метро без остановок.

Олифирова:

- Николай Иванович, о большой Москве. Могли бы вы рассказать о перспективах создания транспортной инфраструктуры этих новых территорий, строительстве метро, может быть и дорогах, если что-то известно.

Шумаков:

- Кое-что известно. Надо сказать, что сейчас идет конкурс на развитие большой Москвы. Поэтому ряд проектных контор в количестве 9 занимаются в том числе развитием транспорта на этой территории. Конечно, понятно, что основные магистрали, которые скорее всего пойдут по существующим дорогам, должны плавно, легко и непринужденно подсоединиться к исторической Москве. Естественно, разойтись во всех уровнях и во всех направлениях для того, чтобы изначально решить те неразрешимые проблемы нынешней Москвы без создания пробок, для создания комфортной территории как автомобилистов, так и пешеходов. Это касается и метрополитена. По новой схеме как минимум два подсоединения в это узкое горлышко мы проектируем. Скорее всего, это подсоединение будет не к старой существующей системе Метрополитена. Скорее всего мы пройдем транзитом по городу. Это будут скоростные линии с большим промежутком между станциями, более трех километров, 5, 10 километров. Чтобы от границы Калужской области попасть в историческую Москву, нам надо это расстояние преодолеть с максимальной скоростью.

Олифирова:

- Какие участки, можете назвать?

Шумаков:

- Этот участок будет скорее всего в районе нынешней бутовской линии, и в районе Солнцево.

Олифирова:

- Это будут скоростные линии по типу предместий Парижа, которые соединяют?

Шумаков:

- Да, скорее всего. По крайней мере, на сегодня вопрос решается так. Главное – не перегрузить ту существующую структуру Метрополитена, которая есть, которая и так захлебнулась. Если мы совершим такую ошибку, когда новую территорию переведем в старую систему, подключим новую линию к старой кольцевой, или к третьему контуру, или к большой линии – Метрополитен захлебнется. Поэтому новая скоростная линия, и новая хордовая линия.

Олифирова:

- Будут ли строиться свои транспортные кусты только для новой территории, чтобы была связка исключительно на этой территории?

Шумаков:

- Конечно, будут. Это правильно. Вы понимаете, что нынешняя присоединенная территория по площади несопоставима, она больше в 1,5 раза существующей Москвы. Существующая Москва большая, плюс эта огромная территория. Поэтому наличие в транспортной инфраструктуре тех узлов, транспортно-пересадочных узлов, называя условно, куда стекаются железнодорожный транспорт, два аэропорта попадают – «Домодедово» и «Внуково». Авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, Метрополитен, автомобильный транспорт. Это скорее всего будет концентрироваться в каких-то узлах, вокзалах: транспортно-пересадочных, - думаю, без этого не обойтись. Потому что мы не потянем Метрополитен в историческую зону, чтобы не создавать ту катастрофическую ситуацию, которую можно предвидеть.

Олифирова:

- Может появиться на новых территориях свой Метрополитен, исключительно для Новомосковского и Троицкого округов?

Шумаков:

- Этот вопрос рассматривается. Помимо двух подключений к старой территории, которые мы прорабатываем, не исключено, что метрополитен будет самостоятельный. Мне кажется, это должен быть легкий метрополитен. То есть большие пространства, зеленые насаждения. Дисперсная застройка, которую надо соединить, раз мы говорим о единой территории. Логичней всего соединить это скоростным транспортом, и достаточно дешевым транспортом. А это легкий метрополитен над зелеными насаждениями, над существующими трассами. Можно пропустить и соединить те перспективные или существующие территории между собой. Не исключено свой метрополитен проектировать и строить на новых территориях.

Олифирова:

- Какие новые технологии возможно применить на новых территориях, поскольку есть простор для фантазии архитекторам, проектировщикам. Может, современные интересные решения.

Шумаков:

- Новые технологии только одни: поближе к земле, избавиться от транспорта, опуститься на поверхность земли, чтобы подготовить себя для светлого будущего, то есть уйти под землю.

Олифирова:

- Можно говорить об идее зеленого строительства?

Шумаков:

- Конечно. Это должно быть зеленое, экологически оправданное строительство. Поэтому слово «земля» ключевое в наших диалогах. Думаю, эта изначальная позиция для всех проектировщиков и строителей должна быть именно такая. Мы не должны совершать тех ошибок, которые совершили в старой Москве, которые совершены по всему миру. Конечно, это зеленая архитектура.

Олифирова:

- Эта зеленая архитектура на каких принципах будет строиться на новых территориях?

Шумаков:

- На принципе разума, любви к себе, к людям, к природе. Других принципов быть не может.

Олифирова:

- Я слышала о разработанном с нидерландской компанией проекте озеленения крыши строящегося депо в Братеево. Такого вида будут зеленые строительства?

Шумаков:

- Нет, это вынужденная мера, когда мы крыши озеленяем, чтобы создать иллюзию зеленой архитектуры. Изначально должно быть иначе. Я должен проснуться, поставить ноги на землю, выйти в плоскости земли на просторы. Мы должны существовать с природой. Зеленые крыши – это замечательно, мы делаем на Ходынке 2 зеленых вестибюля. Но это вынужденная мера в мегаполисе. Сейчас есть возможность изначально сделать все правильно.

Олифирова:

- Это получается дача, которых очень много на новых территориях. Как это будет увязываться? Транспорт – совершенно неэкологичная вещь, и дачи, которых там очень много: частные домики, кооперативы, садовые товарищества.

Шумаков:

- Мы будем еще думать, надо ли нам развивать транспорт, промышленность. Может, быть, надо уйти в нирвану и существовать в других категориях: только кошки с собаками, и все. И забыть о мучительных проблемах, которые существуют в любом мегаполисе.

Олифирова:

- Сейчас даже элементарных дорог нет у садовых товариществ. Как будет решаться эта проблема?

Шумаков:

- Проблема с дорогами в России не будет решена никогда. Мы об этом только говорим. Каждый должен купить себе по джипу, и не будет проблем. А если мы будем проектировать и строить дороги – ничего не получится.

Олифирова:

- Но не все могут купить джип.

Шумаков:

- Тогда лошадь, повозка, собака и кошка с курами.

Олифирова:

- Сейчас есть возможность новые территории сделать образцом того, как должна строиться жизнь в экологичном городе, где заботятся о здоровье людей. Как это будет реализовываться.

Шумаков:

- Я рассказал все, что знал.

Олифирова:

- Давайте перенесемся на территорию нынешней Москвы. В Москве не используется Москва-река. Городские архитекторы заводили разговор, как вписать это в ландшафт и архитектуру и использовать Москву-реку, как это сделали в Чикаго – где перекинули красивые переходы. Пример приводит Париж, где хорошо используются берега. Что у нас в этом смысле можно сделать?

Шумаков:

- Чикаго и Париж – это не примеры для Москвы. У Чикаго огромные водные территории. Помимо бетонных и каменных берегов у них существует выход в большие водные пространства, и они задают ту песню для сосуществования воды и города. Париж изначально – в основном все набережные предполагалось использовать человеком. Не только низко посаженный пароход в высоких берегах, но и контакт жителей города с рекой. У нас иная картина. Мы пытаемся путешествовать по Москве-реке, опускаемся ниже ватерлинии, и города как такового нет. К берегу негде подойти, потому что по всем берегам проложены магистрали. Такая задача есть, но решить ее сложно. Есть несколько наивных проектов, когда устраиваются прогулочные территории для москвичей. Но они непродуманны и неестественны для города, и их не хочется обсуждать. Но программа такая должна развиваться, река должна зажить в городе нормальной жизнью. Это тема конкурсов, проектов, будущей жизни. Если мы говорим о зеленой архитектуре – прежде всего это вода, хотя она несколько иного цвета, боле грязня. Вопрос правильный, его надо решать.

Олифирова:

- Некоторые архитекторы предлагают: инновационная наводная архитектура. Некие универсальные речные суда, которые заменят ужасные грязные дебаркадеры на Москве-реке.

Шумаков:

- Была долгая практика, она существует и сейчас: так называемая бумажная архитектура. Когда изначально архитектор делает проект для того, чтобы его сделать - но не для того, чтобы реализовать. Для того, чтобы его сделать и показать, как это возможно. Но без малейшего намека на реализацию. Эти проекты относятся к этой категории. Когда изначально предлагаются такие темы для реализации, которые не решат вопрос. Теоретически возможно, но практически никак. Поэтому говорить можно, но это не то направление. Должен быть кардинальный, резкий подход: когда ряд трасс, магистралей, набережных убираем, очищаем от транспорта, делаем спокойные выходы, гладкие, плавные к Москве-реке, обеспечиваем рекреационные зоны в контакте с Москвой-рекой или с Яузой. А дебаркадер, который стоит где-то там, в недоступном месте непонятно с какими функциями – еще более усугубит эту проблему.

Олифирова:

- Как будут строиться новые станции метро на кольцевой линии? Движение не будет останавливаться. Как будет решаться эта проблема?

Шумаков:

- В Москве есть практика строительства станций на существующих, действующих линиях. Самый яркий пример – станция «Тверская», бывшая «Горьковская». Когда на перегоне между «Театральной» и «Маяковской» была сооружена эта станция. Это очень дорогостоящее мероприятие. Тем более мы линию не можем остановить, поезда должны двигаться, а строители должны работать, чтобы построить эту станцию. Опыт строительства станции «Тверская» показал, что так строить станцию нельзя, как мы ее строили в центре Москвы – без остановки движения и при одновременном сооружении всех мощнейших станционных конструкций. Поэтому станция «Суворовская» будет строиться по другим принципам. Мы сделаем обводные, обходные тоннели. По этим тоннелям запустим поезда, тем самым заблокируем существующий участок кольцевой линии. В спокойных условиях быстро, в течение полутора лет, построим станционный комплекс. Потом переключим опять движение на старые пути, но с существованием новой станцией. Этот подход более безопасный и более быстрый. Это дорогое удовольствие, оно сопоставимо со строительством пары-тройки километров новых линий метрополитена.

Олифирова:

- Тоннели-дублеры будут безопасны для пассажиров поездов?

Шумаков:

- Это будет традиционная конструкция для нашего метрополитена. В тюбинговой обделке, которая обеспечит безопасность. Это самый безопасный вид транспорта в Москве.

Олифирова:

- Вопрос сохранения культурного наследия города.

Шумаков:

- Программа тяжелая. Когда у нас был строительный бум, который привел к страшным потерям старой архитектуры, потому что заказчики, сам город диктовал такие условия, при которых старая Москва дрожала и трепетала от страха. И во многих случаях умирала. Были значительные потери. Пока ситуация в стране не стабилизировалась, лучше всего никаких попыток по отношению к старой Москве не предпринимать. Пускай она живет спокойно, той жизнью, которой жила. С другой стороны, со старой архитектурой надо что-то делать. Она рано или поздно сама может умереть от старости. Программы выдачи в аренду при условии проведения реставрации той или иной организации памятника архитектуры – это практика хорошая, мировая практика. Мы даем организации объект за символическую сумму при условии, если эта компания поддерживает объект, проведя реставрацию, в должном состоянии.

Олифирова:

- Эта практика будет распространяться и на новые земли?

Шумаков:

- На новых землях нельзя говорить о засилье старой архитектуры. Там истребление произошло само по себе. Церкви и особняки умирали от бесхозности и безысходности. Отношение должно быть бережное. Но там нет такой катастрофы, которая существует в Москве.

Олифирова:

- В Москве изменились правила общения с инвесторами. Остался ли у инвесторов интерес к участию в градостроительстве?

Шумаков:

- Интерес поутих. Инвестиционный климат достаточно проблематичный в Москве. Международный и российский инвестор идет неохотно. Думаю, что этот период будет продолжаться достаточно долго. Оживление наступит рано или поздно.

Олифирова:

- Сейчас это благо для города?

Шумаков:

- В том строительном безумии, которое было в течение 10-15 лет, конечно, это благо. Возможность остановиться, оглянуться, посмотреть, что же мы сделали. Ужаснуться в некоторых ситуациях и принять правильное решение, как нам жить дальше.

Олифирова:

- Возможно, теперь Большая Москва привлечет инвесторов?

Шумаков:

- На это все надеются. Одна из причин появления Большой Москвы – привлечение мощных инвесторов – западных или восточных. Рано или поздно они появятся на горизонте.

Олифирова:

- Какие главные проблемы в градостроительстве Москвы вы сейчас видите? Как их можно решить?

Шумаков:

- Тема градостроительства в России звучит достаточно смешно. Потому что ее практически не существует. Мощная градостроительная тематика, которая существовала в советский или постсоветский период, сошла на нет. Ряд крупных градостроительных контор уже не занимаются своими прямыми обязанностями. Градостроительство – вершина архитектурного творчества. Мы всегда верим в возрождение. Хотя Москва – это сумасшедше красивый город. Есть выдающиеся архитекторы, мирового класса. Но в основном они не востребованы.

Олифирова:

- Красоту Москвы омрачают прежде всего транспортные проблемы.

Шумаков:

- Это само собой. Транспортом надо было заниматься давным-давно. Думаю, Сергей Семенович разгребет эту ситуацию рано или поздно. Новые перспективы метрополитена, наземного транспорта, развязок, ТПУ показывают, что эта задача решается. Рано или поздно она будет решена. Город без транспорта жить не может. Другое дело, что помимо транспорта огорчает огромное количество мелких неприятностей и пакостей. Я имею в виду рекламу, которая превзошла все видимые и невидимые наши ожидания. Это катастрофа. Малые формы в виде ларьков, киосков, торговых рядов и прочего. Они больше портят, чем даже транспорт. Почистить город в этом плане вполне реально. Это проблема сегодняшнего дня. Москвичи увидят, что город наш прекрасен, у города большое будущее. 

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100