Главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков: «От «Мякинино» меня прошибает холодный пот!»

В столице начинается гигантская подземная стройка. До 2020 года в городе к 300 уже существующим километрам метро планируется построить еще 120. Рассказать о будущем подземки в «Комсомолку» пришел главный архитектор проектно-изыскательского института по строительству метрополитена и транспортных сооружений Николай Шумаков.

КОГДА НАЧНЕТСЯ МЕТРОБУМ?

- Николай Иванович, в этом году власти обещают открыть три станции метро, в следующем году - две. Но столько и раньше сдавали! Когда метро начнут строить по-настоящему?

- Сейчас строители работают над старыми проектами. А их мало. Два-три года назад метро проектировалось в час по чайной ложке. Чтобы развернуть масштабное строительство, нужны проекты - причем согласованные и утвержденные! - новых линий и станций. Пока они на стадии создания.

- А есть ли кому проектировать? Когда строительство метро в Москве затормозилось, проектировщики просто разбежались...

- Это правда, людей не хватает. Мы были вынуждены пригласить специалистов из Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Омска, Ташкента, Харькова, Киева... Часть посадили на площадях нашего института, часть сидят у себя в родных городах и занимаются нашими проблемами. Со строителями похуже. Метростроевцы - достаточно специ­фические люди, они не могут, скажем, возводить дома, вот многие и разъехались из Москвы. Но Метрострой, «Ингеоком», Трансинжстрой силы сохранили. Помимо этого, появились казанский Метрострой,  Бамтоннельстрой, омский «Мостовик». В общем, строительные силы уже подтянуты к Москве, и мы ждем «денежную» отмашку, чтобы реализовать планов громадье.

- Так когда же станции будут сдавать «пачками»?

- Через четыре-пять лет мы этот маховик раскачаем (см. схему). Метро придет в Бескудниково, где будет построена станция «Селигерская». В это же время, как ожидается, будет построена и первая очередь Третьего пересадочного контура. В Деловой центр - сроки пока неизвестны - будет продлена Калининская линия: от «Третьяковской». На ней будет три остановки: «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект». «Кутузовский проспект» будет иметь выход возле гостиницы «Украина». А станция «Волхонка», кстати, появится в непосредственной близости от Пушкинского музея. И по инициативе его руководства, которую мы горячо поддержали, на станции появится подземное выставочное пространство - впервые в Москве мы построим музей под землей.

Николай Шумаков
Николай Шумаков

ДОЖДУТСЯ ЛИ ОКРАИНЫ?

- Музей - это прекрасно. Но, может быть, на эти деньги построить простенькие станции метро на окраинах? В Жулебине подземку лет 20 ждут!

- Метро на окраинах будет строиться активно и в первую очередь (см. схему). Станцию «Лермонтовский проспект» в этом районе планируется открыть в 2013 году. Возле нее, кстати, будет железнодорожная платформа и перехватывающая парковка. Вообще возле всех окраинных станций метро появятся пересадочные узлы. Что это такое? Многоместная парковка минимум на 1,5 тысячи машин и общественный транспорт: автобусы, маршрутки, где-то - скоростной трамвай.

- На присоединенных территориях метро будет?

- Да, но легкое - на эстакаде. Оно намного дешевле, да и места там много - есть где строить. Кстати, легкое метро планируется построить в аэропорт «Внуково». Туда, возможно, протянется Солнцевская линия. В самом терминале «Внуково» предусмотрена возможность подхода метрополитена. Станция может появиться в той зоне, где находится железнодорожный вокзал, куда сейчас приходят электрички с Киевского вокзала.

- А в другие аэропорты метро построят?

- В «Шереметьево» - нет, там хватает железной дороги. А с владельцами «Домодедово» мы обсуждаем планы строительства легкого метро либо скоростного трамвая от «Красно­гвардейской» или «Зябликово».

НУЖНЫ ТРИЛЛИОНЫ

- До 2020 года власти планируют построить 120 километров метро: столичная подземка вырастет примерно на 40%. Сколько денег на это нужно? И где гарантия, что они найдутся?

- Один километр метро - в подземном варианте, включая стоимость станций, - обходится примерно в 100 миллионов евро. 120 километров - 12 миллиардов евро.

- Но это же триллионы рублей! Без помощи федерального центра Москва эти расходы явно не потянет. Но станут ли федералы помогать? Лужкову на метро не давали практически ничего.

- Сергей Семенович (Собянин. - Ред.) имеет в отличие от Юрия Михайловича с федеральным центром самые теплые взаимоотношения и взаимопонимание. Так что, думаю, шансы получить финансирование очень высоки.

- Власти уже заявили, что на станциях будут экономить - строить по типовым проектам. Все помнят «Коломенскую», «Водный стадион», «Войковскую»...

- Чтобы строить быстро, проекты станций нужны уже сейчас. А чтобы их сделать сейчас, нужна типовая база. Она создана. Но это не та база, которая действовала в 1950 - 1960-х годах, когда строили только один тип станции - «сороконожку» с множеством колонн. И это «насекомое» благополучно расползлось по всей Москве, появились убогие серые линии. Сейчас же выбраны четыре типа наиболее оптимальных конструкций как для мелких, так и для глубоких станций. И «сороконожки» среди этих типов нет. Хватит мучить наши израненные души! Кстати, у каждой станции будет своя отделка, двух похожих мы не увидим.

- Говорят, что строить метро будут с привлечением инвесторов. И пример уже есть - «Мякинино».

- Никакой это не пример. Станцию метро построили целиком за счет бюджета, инвестор - владелец «Крокус Сити», куда пришло метро, - вложился только в отделку. Это всего около 1,5 - 2% от стоимости станции. Зато теперь, когда я слышу «Мякинино», у меня сердце обрывается, холодный пот прошибает, мне мучительно стыдно. Потому что мой друг Арас Искандерович Агаларов (владелец «Крокус Сити». - Прим. ред.) все сделал так, как ему нравится, и получилась, на мой взгляд, самая неудачная станция Московского метрополитена.

- А вообще инвесторы готовы вкладываться в строительство станций?

- Сомневаюсь. Это очень-очень дорого. В свое время много говорили об открытии станции метро «Технопарк» - между «Автозаводской» и «Коломенской». Ею бы пользовались сотрудники огромного офисного комплекса, который там построен. Станция уже спроектирована, проект прошел экспертизу, выглядит все просто шикарно. Но станция не строится, инвесторы не спешат вкладываться. Хорошо, если мы сможем ввести «Технопарк» в 2014 - 2015 годах...

УЛИЦЫ ПЕРЕКРОЮТ

- Почти любая стройка в Москве приводит к перекрытиям улиц. Уже известно, что из-за строительства станций «Бутырская» и «Фонвизинская» на северо-востоке закроют улицу Милашенкова и Огородный проезд. Так будет при строительстве любой станции?

- Да, помехи водителям во время стройки станций мы создадим. Но каждый раз, когда утверждается проект строительства, утверждается и план организации движения в районе стройки. Иначе проект не согласуют ни власти Москвы, ни тем более ГИБДД. Так что варианты объезда обязательно будут. Какой-то катастрофы, транспортного коллапса не случится.

На Кольцевой откроют 13-ю станцию - «Суворовскую»

Николай Шумаков развенчал миф о том, что метростроители боятся строить на Кольцевой линии «роковую», 13-ю по счету, станцию.

- Этой станцией станет «Суворовская», выходящая на Олимпийский проспект, - пояснил эксперт.

С «Суворовской» можно будет пересесть на Люблинско-Дмитровскую линию.

- Работа предстоит очень тяжелая, - вздыхает Шумаков. - Стоимость строительства будет сопоставима с сооружением нормальных перегона и станции.

Дело в том, что Кольцевая линия - действующая. Как возвести станцию, если мимо стройки через каждую минуту 20 часов в сутки проносятся поезда? Поэтому вокруг «Суворовской» решено построить временные объездные тоннели и пустить по ним поезда. Потом, когда «Суворовскую» построят, тоннели закроют и станция примет своих пассажиров уже на основном направлении - действующей Кольцевой линии.

Буквально на днях решено, что в 2012 году начнется проектирование новой станции, а откроется она в 2015-м.

Кликните для увеличения.
Кликните для увеличения.
Рис. Николая ВОРОНЦОВА
Рис. Николая ВОРОНЦОВА

ВОПРОС ДНЯ

Каким вы видите метро будущего?

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты:

- Придумывать метро будущего не надо, оно давно существует. Прежде всего это второе метро, экспресс-линии. У нас добавляют станции, увеличивают километраж, ездим больше часа из конца в конец. Так жить нельзя. Должна быть вторая скоростная рельсовая система, которая пересекает существующую по другим направлениям.

Роман ГОРЮНОВ, председатель правления биржи РТС:

- Во-первых, оно должно быть удобно с точки зрения количества станций. Чтобы в любую точку города можно было доехать только на подземке. Во-вторых, должно быть сообщение между ветками, добавлять кольца. И, в-третьих, уровень комфорта метро должен быть таким, чтобы люди, которые ездят на машине, захотели спуститься под землю.

Владимир ВИШНЕВСКИЙ, поэт:

- Метро будущего (с большой буквы М) будет как минимум с доступными туалетами...

Михаил БЛИНКИН, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- Надо посмотреть на зарубежный опыт, где есть совершенно определенный тренд, указывающий на интеграцию всех городских рельсовых систем - пригородные электрички, современные варианты трамвая. Все это интегрируется в единую транспортную систему по лучшим образцам. Пример можно брать с той же Германии.

Амаяк АКОПЯН, иллюзионист:

- В этом будущем не потерять бы настоящее. В том, что ветка метро протянется из Москвы во Владивосток, я нисколько не сомневаюсь. Но вот дойдет ли  вовремя поезд от «Киевской» до конечной, будет ли в вагоны воздух подаваться? Можно построить сколько угодно станций, но главное - сохранить качество.

Андрей МАРГОЛИН, доктор экономических наук:

- Метро нужно воспринимать как транспорт, который разгрузит Москву от пробок. И это самое главное его назначение. А любая организация должна ставить перед собой амбициозные цели. При этом всем ясно, что строить надо много.

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2017 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100