ТРЕТИЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ КОНТУР

Руководитель авторского коллектива - Шумаков Н.И.
Руководитель мастерской - Орлов А.Ю.
ГАП  - Волович В.С. Архитекторы - Расстегняева Н.В., Сычева В.О., Рзянин Д.С., Солдатов Т.Ю.               

Нижняя Масловка
Третий пересадочный контур
Год проектирования: 2011

Петровский Парк
Третий пересадочный контур
Год проектирования: 2011

Ходынское поле
Третий пересадочный контур
Год проектирования: 2011

Хорошевская
Третий пересадочный контур
Год проектирования: 2011

Участок Третьего пересадочного контура московского метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» длиной 11,2км (эксплуатационная длина) включает в себя восемь станционных комплексов:
- Семь станционных комплексов – глубокого заложения (закрытого способа работ):
1. станция «Нижняя Масловка»;
2. станция «Петровский Парк»;
3. станция «Ходынское поле»;
4. станция «Хорошевская»;
5. станция «Мневники»;
6. станция «Пресня»;
7. станция «Шелепиха»;
8. станционный комплекс «Деловой Центр», расположенный в центральном ядре ММДЦ «Москва-Сити» (мелкого заложения, открытого способа работ);
9.   электродепо.

СТАНЦИИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

Станция «Нижняя Масловка» пересадочная с существующей станцией «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии размещается под площадью Бутырской заставы, вдоль магистрали «Третье транспортное кольцо». br />  Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль с выходами на обе стороны Бутырской улицы;
- подземный вестибюль  с выходом к железнодорожному вокзалу, в существующий подземный пешеходный переход, вестибюль существующей станции «Савеловская»;
- платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
- комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Савеловская»;
- необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений;
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

Станция «Петровский Парк», пересадочная с существующей станцией «Динамо» Замоскворецкой линии, размещается вдоль Театральной аллеи вблизи нового многофункционального комплекса с реконструируемым стадионом «Динамо».
Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль, расположенный вблизи существующего вестибюля станции «Динамо», запроектированный с выходом на Ленинградский проспект и в существующий подземный пешеходный переход под Ленинградским проспектом;
- подземный вестибюль, размещается вдоль Петровско-Разумовской аллеи. Имеет выходы к существующему торговому центру, остановкам НГПТ и в реконструируемый стадион «Динамо»;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
-  комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Динамо»;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
 - наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;
 
Станция «Ходынское поле» расположена под территорией парка «Ходынское поле», между Ходынским бульваром и взлетно-посадочной полосой.
Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль с выходами к жилой застройке и центральному входу в парк, расположенный на противоположной стороне Ходынского бульвара;
-  подземный вестибюль, запроектированный под территорией парка, с выходами к существующей взлетно-посадочной полосе с учетом проектируемых объектов;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

Станция «Хорошевская», пересадочная  с существующей станцией «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, расположена вдоль Хорошевского шоссе, параллельно существующей станции «Полежаевская».   
Станционный комплекс включает в себя:
-  подземный вестибюль, запроектированный на пересечении Магистральной улицы и проезда №5488, с выходами на обе стороны Магистральной улицы с учетом перспективной застройки;
-  подземный вестибюль вблизи Т-образного перекрестка Хорошевского шоссе и улицы Куусинена с выходами
в проектируемое здание перехватывающей автостоянки, к остановкам НГПТ по обеим сторонам Хорошевского шоссе и улицы Куусинена, и проходом в существующий вестибюль станции «Полежаевская»; 
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
-  комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Полежаевская»;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

Станция «Мневники» расположена у Звенигородского шоссе между 3-им Силикатным проездом и улицей Мневники.
Станционный комплекс  включает в себя:
-  подземный вестибюль, запроектированный вблизи Звенигородского шоссе на 2-ом Силикатном проезде
с выходами на обе стороны к общественной и жилой застройке и остановкам НГПТ;
-  подземный вестибюль с выходом к улице Нижние Мневники, жилой и общественной застройке и остановкам НГПТ; 
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
-  комплекс сооружений пересадки на перспективную станцию Калининской линии;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

Станция «Пресня» запроектирована в районе 1-ого Силикатного проезда в центре проектируемого жилого района «Олимпийская деревня».
Станционный комплекс  включает в себя:
-  подземный вестибюль, расположенный под 1-м Силикатным проездом. Выходы ориентированы к перспективной застройке проектируемого района «Олимпийская деревня» и остановочным пунктам НГПТ;
-  подземный вестибюль, размещенный под перекрестком  1-ого Силикатного проезда с улицей Щеногина,
с выходами к перспективной застройке проектируемого района «Олимпийская деревня» и остановочным пунктам НГПТ;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

Станция «Шелепиха» размещена вдоль Малого кольца МЖД в месте пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом.  
Станционный комплекс  включает в себя:
-  подземный вестибюль, расположенный вблизи Шмитовского проезда, с выходами, ориентированными к жилой застройке;
-  подземный вестибюль, расположенный в районе реконструируемой жилой застройке вблизи перспективной автодорожной развязки. Выходы ориентированы к остановкам городского пассажирского транспорта;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
- наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

 

Для сооружения станционных комплексов участка линии Третьего пересадочного контура московского метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» в целях унификации элементов конструкций, удешевления  и сокращения сроков строительства применена высоконадежная, экономичная конструкция станции глубокого заложения пилонного типа, обеспечивающая возможность одновременного раскрытия боковых и центрального залов с необходимой  точностью сборки тюбинговых элементов конструкции.
Станционные комплексы с платформенным участком длиной 174м сооружается закрытым способом с применением буровзрывных работ и механизированными тоннелепроходческими комбайнами. Основные конструкции станции, натяжных камер эскалаторов, камер металлоконструкций, станционных венткамер, БТП, ТПП выполняются из чугунных тюбингов и, частично, из монолитного железобетона с внутренней  металлоизоляцией.

Платформенные части станций
Станции располагаются  на прямых участках трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 22м, длина посадочных платформ 162,0м. Конструкция среднего зала – свод из чугунных тюбингов обделки Ø9.5м
с лотком из монолитного железобетона с внутренней металлоизоляцией. Боковые тоннели – в чугунной обделке Ø8.5м кругового очертания. В местах проемов тюбинги боковых тоннелей опираются на клинчатые перемычки между пилонами, тюбинги среднего зала - на опоры в составе железобетонного лотка. Ширина проемов принята 3,755 м, пилонов – 3 м.
Конструкция станций принята без подплатформенных помещений в среднем зале.
          Данная конструкция станций с междупутьем 22м  обеспечивает возможность компактного размещения за пределами платформенной части (в межтоннельном пространстве)  необходимого современного технологического оборудования для функционирования метрополитена, удобную коммуникационную связь различных частей станционных комплексов, и дают высокий экономический эффект при строительстве в геологических условиях, характерных для Москвы.
     
Архитектурная концепция
Архитектурная концепция участка линии Третьего пересадочного контура московского метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» - это единая концепция линии, состоящей из семи станционных комплексов, выполненных в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим семь частей композиции  в единое целое.
Предложен новый подход в решении архитектуры московского метро – не одна, отдельно взятая станция, а линия, состоящая из семи станций, становится одним композиционным элементом в системе московского метрополитена.
Основная архитектурная идея каждого станционного объема:

–  выявить ажурную тюбинговую несущую конструкцию платформенной части станции;
– с помощью светопрозрачной перегородки по краям платформы провести четкое зонирование поездного и пассажирского пространства;
–  с помощью естественного камня различного цвета придать каждой станции узнаваемость и индивидуальность, при этом сохранить традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении. 

Основные три отделочных материала, применяемых на станциях:
- различного цвета естественный камень (гранит, мрамор) в отделке платформы и пилонов;
- стекло -  в витражной конструкции перегородки по краям платформы и в пилонах;
- стеклопластик – в решении пластики водоотводящего зонта на сводах боковых и центрального залов.
 
Станция «Нижняя Масловка» выполнена с применением белого и серого мрамора, пересадочная со станцией «Савеловская» (ветка серого цвета в системе московского метрополитена).
Станция «Петровский Парк» выполнена с применением белого и зеленого мрамора, пересадочная со станцией «Диномо» (ветка зеленого цвета в системе московского метрополитена).   
Станция «Ходынское поле» выполнена в черно-белой графике с применением белого и черного мрамора
и соответствует образу современной застройке района «Ходынское поле».
Станция «Хорошевская»  выполнена с применением белого и фиолетового мрамора, пересадочная со станцией «Полежаевкская» (ветка фиолетового цвета в системе московского метрополитена.
Станция «Мневники» выполнена с применением белого и коричневого мрамора.
Станция «Пресня» выполнена с применением белого и красного мрамора.
Станция «Шелепиха» выполнена с применением белого и желтого мрамора.
В боковых залах на фризе над раздвижными дверями размещены светящиеся информационные указатели
и  маршрутные схема линии. Над пилонами в боковых залах расположена металлическая полоса, окрашенная в цвет станции со светящимися надписями наименования станции. Цветная полоса размещена таким образом, что хорошо видна сидящему или стоящему пассажиру в вагоне поезда. Цветные части пилонов обращены в центральный зал. Над проемами в пилонах размещаются информационные указатели «выход в город» и «к поездам до станций».
С помощью светодиодной подсветки, окраски тюбинговой конструкции в темный графитовый цвет
и светопрозрачных конструкций на пилонах и по краям платформы достигается ощущение глубины пространства. Примененные в отделке материалы «работают» на контрасте с тюбинговой конструкцией, подчеркивая ее цилиндрическое очертание и непрерывность.
Динамичные формы деталей облицовки выявляют характер транспортного сооружения, придают ощущение легкости и воздушности конструкциям.

В боковых залах на фризе над раздвижными дверями размещены светящиеся информационные указатели
и  маршрутные схема линии.
Вестибюли станций и пешеходные переходы с лестничными выходами запроектированы в монолитном железобетоне. Объемы вестибюлей минимизированы и выполнены в соответствии с градостроительной ситуацией. 
Архитектура вестибюлей является неотъемлемой частью архитектурной композиции станции. В отделке применяются те же материалы, что и на платформенной части. Колористическое решение интерьеров вестибюлей соответствует колористическому решению перронных залов. 
Над лестничными выходами из метро установлены светопрозрачные конструкции павильонов с дверями. Детали конструкций окрашиваются в цвет станции.

 В концепции решены важнейшие задачи для транспортного сооружения:
- комфортное пребывание пассажиров на станции – запроектирована новая система вентиляции
и кондиционирования воздуха;
- безопасность пребывания пассажиров на станции метро – установлена светопрозрачная перегородка
с раздвижными дверями, решена задача дымоудаления  в случае возникновения пожара, в вестибюлях предусмотрены помещения для размещения антитеррористического оборудования
- доступность для инвалидов и маломобильных групп населения – лестничные выходы из метро оборудованы лифтами и пандусами, необходимой тактильной информацией. На одном из эскалаторных наклонов предусмотрен наклонный фуникулер, связывающий кассовый зал ветсибюля с платформой. По краю платформы вдоль светопрозрачной перегородки установлены светодиодные светящиеся линии и тактильная информация. На всех дверях по ходу движения пассажиров и контрольно-пропускном оборудовании установлены необходимые пиктограммы.

 

 

 

СТАНЦИЯ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

Станция «Деловой центр», пересадочная с существующей станцией «Выставочная» Филевской линии и одноименной станцией проектируемой Солнцевской линии, размещается в двух нижних уровнях подземной части построенного ядра ММДЦ «Москва-Сити» и является частью пересадочного узла, выполненного в едином объеме.
 Станционный комплекс включает в себя:
- встроенный эскалаторный подъем с выходом в зону торгового центра на отм.124.6, в осях И-M/12-16 ядра ММДЦ;
- встроенный эскалаторный подъем с выходом в зону торгового центра на отм. 129.7, в осях Г-Ж/7-11 ядра ММДЦ;
- распределительная галерея с вестибюлем на отм. 109.2;
- платформенную часть с посадочной платформой длиной 162м на отм. 105.2;
- необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений;
- вентиляционные каналы тоннельной и местной вентиляции, выходящие в вентиоски ядра ММДЦ;

Архитектурная концепция

Архитектурное решение станции «Деловой центр», с одной стороны,  подчинено основным тезисам архитектурной идеи станций глубокого заложения Третьего пересадочного контура, с другой стороны,  продолжает концепцию, заложенную в станцию «Выставочная», которая  вместе со станциями «Деловой центр» Третьего пересадочного контура и Солнцевской линии составляют единое пространство в уровне распределительной галереи. Весь объем пересадочного комплекса, объединяющего три станции, выполнен в монолитных железобетонных конструкциях, с шагом колонн 7,8 м, в настоящее время построен в основных конструкциях, а от оси 35 до оси 52 ядра ММДЦ выполнена финишная отделка и функционирует станция «Выставочная» Филевской линии. Проектируемая станция повторяет волнообразные формы потолка с встроенными световыми коническими куполами в нефах, проходящих над платформенной частью станций и световыми продольными нишами, выполненными над боковыми нефами и центральной галереей между станциями, которые таким образом зрительно разбивают огромное пространство потолка на функциональные зоны посадочных платформ и переходных галерей. В платфоменной части станции устанавливаются стеклянные перегородки с раздвижными дверями, отделяющими пространство пассажиров от пространства поездов, над которыми  размещены светящиеся информационные указатели  и  маршрутные схемы линий.


Основные отделочные материалы, применяемые на станции:
- естественный камень (гранит, мрамор) в отделке платформы и стен;
- стекло -  в витражной конструкции перегородки по краям платформы, между зонами и в витринах, встроенных в стены, в уровне распределительной галереи, в стеклянных ограждениях балконов в уровне распределительной галереи ;
- металл – алюминиевые панели в облицовке потолков и панели из нержавеющей стали в облицовке колонн и торцевых элементов балконов в уровне распределительной галереи.
 

В концепции решены важнейшие задачи для транспортного сооружения:
- комфортное пребывание пассажиров на станции – запроектирована система вентиляции
и кондиционирования воздуха, пересадка между станциями осуществляется в одном уровне, общее пространство позволяет кратчайшим путем достичь нужного выхода в пределах ядра ММДЦ из любой части любой станции;
- безопасность пребывания пассажиров на станции метро – установлена светопрозрачная перегородка
с раздвижными дверями между платформой и зоной движения поездов, станционный комплекс оборудован системой дымоудаления  в случае возникновения пожара, в вестибюлях предусмотрены помещения для размещения антитеррористического оборудования
- доступность для инвалидов и маломобильных групп населения – уровни станционного комплекса соединены лифтами и необходимой тактильной информацией, для подъема на другие уровни ядра ММДЦ и на поверхность также заложены лифты в составе торгово-пешеходной обходной галереи вокруг станционного комплекса . По краю платформы вдоль светопрозрачной перегородки установлены светодиодные светящиеся линии и тактильная информация. На всех дверях по ходу движения пассажиров и контрольно-пропускном оборудовании установлены необходимые пиктограммы.

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2017 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100