Заседание Правительства Москвы

С.Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе.

Первый вопрос о разработке «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года». Это сложный документ, который разрабатывается уже не первый год, но тем не менее работы там еще непочатый край. Конечно, такие документы требуют спокойной, вдумчивой и неспешной работы, но тем не менее я считаю, что в течение года мы должны завершить разработку стратегии развития города. Что бы я хотел еще попросить в рамках этой работы? Мы должны в этом году утвердить 15 основных государственных программ развития города на 2012–2016 годы, договор в рамках работы над стратегией развития города, утвердить сводную программу, создать и принять сводную программу развития города на 2012–2016 годы, которая бы включала в себя все основные направления. Я думаю, что это укладывается в логику данной работы, и было бы правильно, такую сводную программу в августе на Правительстве рассмотреть и принять.

Марина Евгеньевна (М.Е.Оглоблина министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города), пожалуйста, первый вопрос.
М.Оглоблина: Спасибо.

Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые члены Правительства и участники заседания! Сегодня на рассмотрение Правительству выносится проект постановления о разработке «Стратегии социально-экономического развития города на период до 2025 года». Это документ, к которому мы шли в течение трех месяцев. Достаточно серьезные трудности, Сергей Семенович, были связаны с подготовкой технического задания, потому что при подготовке технического задания мы понимали, что основными вопросами в техническом задании, а именно — вся та работа, которая будет сделана, в первую очередь будет определена теми задачами, которые будут поставлены в техническом задании. Был проведен ряд консультаций у Андрея Владимировича Шаронова с сообществом экономистов, сообществом консультантов, экспертов, научными кругами. В результате чего и родился этот документ, те сроки, которые представлены в этом документе для разработки стратегии, и родились те задачи, которые сейчас обозначены в техническом задании разработки проекта стратегии развития города. Предложенный документ проекта стратегии города должен быть подготовлен в течение 12 месяцев. Мы считаем этот срок достаточно сжатым, достаточно коротким и оптимальным для того, чтобы был подготовлен документ.

Сергей Семенович, по Вашему поручению мы предполагаем объявление конкурса по разработке стратегии уже на следующей неделе, поэтому работа буквально через месяц должна быть начата. Проект стратегии предусматривает несколько этапов подготовки стратегии, и результаты первого этапа разработки стратегии должны быть представлены на рассмотрение Правительству уже в этом году, в октябре текущего года.

С.Собянин: Хорошо. Обращаю внимание на мое поручение, что в рамках этой работы надо создать сводную программу, которая была бы выжимкой из всех 15 основных государственных программ города и давала полное представление о том, как мы будем двигаться в ближайшие пять лет. Нет возражений?

Следующий вопрос повестки о Государственной программе развития транспортной системы на 2012–2016 годы. Это одна из тех государственных программ, о которых я только что говорил. Мы с вами приняли план первоочередных действий в области развития транспорта, и он уже в полной мере действует и подкреплен финансовыми ресурсами, организационными мероприятиями и так далее. Помимо этого в рамках работы Московской области, города Москвы и Правительства Российской Федерации разрабатывается большая программа — развитие московского транспортного узла до 2020 года, которая сейчас рассматривается в Правительстве Российской Федерации.

Сегодняшний документ направлен на решение вопросов в рамках 2012–2016 годов. Мы получаем стройную систему документов: это план первоочередных действий, который утвержден, программа на 2012–2016 годы и, собственно, стратегический документ «Развитие транспортного узла до 2020 года» — совместный документ Москвы, Московской области и Правительства Российской Федерации.

Николай Сергеевич (Н.С.Лямов — заместитель Мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной сети), пожалуйста, по подготовке документа: в какой он стадии находится, как мы в дальнейшем будем его прорабатывать?

Н.Лямов: Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Данный проект программы разрабатывался в соответствии с требованием постановления Правительства Москвы от 4 марта по подтверждению порядка разработки реализации оценки эффективности государственных программ города Москвы.

Программа или проект программы разрабатывался соответствующими департаментами по каждому направлению. Цель программы — это обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения города Москвы путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта города в сочетании с развитием водного и железнодорожного транспорта. На данном слайде обозначены задачи программы для города.

Реализация принципов доминирования общественного транспорта, скоординированное развитие системы общественного городского пассажирского транспорта — это обеспечение комфортных условий использования транспортной системы для мобильных категорий населения, повышение экологичности транспортной системы, реформирование системы наземного городского пассажирского транспорта, повышение скорости движения общественного транспорта, создание современной системы управления регулярным движением с использованием интеллектуальной транспортной системы, пересмотр градостроительной политики, обеспечение единой платформы строительства и реконструкции системы автомобильных дорог, столичная агломерация, обеспечение возрастания доли городских железнодорожных перевозок, организация парковочного пространства, совершенствование логистики грузового транспорта, формирование единой системы транспортно-пересадочных узлов и новых современных автовокзалов.

Проект программы состоит из паспорта программы и восьми подпрограмм. Первая подпрограмма — общественный транспорт, в том числе метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт. Следующая подпрограмма — уличная дорожная сеть. Третья подпрограмма — грузовой транспорт. Четвертая — автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы. Пятая — единое парковочное пространство. Шестая — организация движения транспорта в городе, создание ТС. Седьмая — развитие новых видов сообщения: воздушный, велосипедный и монорельс. И восьмая — это пешеходная доступность объектов городской инфраструктуры.

Я коротко пройду по подпрограммам. Что касается метрополитена. Основные мероприятия программы, которые мы должны выполнить с 2012 по 2016 годы — это ввод в эксплуатацию 85,6 км новых линий метро, обновление и замена 2 тыс. с лишним вагонов, замена 64 эскалаторов, замена лент оборудования, установка дополнительных автоматов по продаже билетов, обустройство информационных порталов для пассажиров. Потребность за эти годы в финансировании составляет 409 млрд 984 млн рублей.

Что мы должны получить от выполнения этих основных мероприятий по развитию метрополитена? Это увеличение объема перевозок на 18%, сокращение численности населения, которое не обслуживается метрополитеном с 22% (в настоящее время) до 13% от общей численности населения, сокращение протяженности перегруженных участков с 41% (125 км в настоящее время) до 10% (45 км) от общей протяженности сети метрополитена, снижение среднего наполнения вагона в час пик с 5,5 до 5 стоящих человек на 1 кв. м, сокращение времени на приобретение билетов и, соответственно, повышение комфортности перевозки.

Наземный пассажирский транспорт. Основные мероприятия программы — это реформирование системы наземного транспорта в городе, оптимизация и совершенствование маршрутной сети, создание системы скоростного уличного наземного транспорта, единая диспетчерская служба города, обновление подвижного состава с учетом его оборудования для перевозки маломобильных граждан, строительство и реконструкция материально-технической базы общественного транспорта и формирование системы таксомоторных перевозок. Потребность финансирования на 2012–2016 годы — 121 млрд 717 млн.

Ну и по результатам. Мы должны достичь следующих качественных результатов: это сокращение средних интервалов...

С.Собянин: В триллионах не ошиблись? Вы сказали миллиард. Не миллиард — триллион.

Н.Лямов: Нет, это по общественному пассажирскому транспорту. Я еще не окончательную сумму назвал.

Итак, мы должны достичь следующих качественных результатов по общественному пассажирскому транспорту — это сокращение средних интервалов движения с восьми до шести минут, сокращение с 5,2 до 4,1 человека на 1 кв. м среднего наполнения, повышение средней скорости в час пик с 12 до 18 км/час, в том числе на выделенных полосах до 30 км/час, также сокращение времени, затраченного на поездки, на 15%, повышение безопасности, качества и комфортности поездок. С этого года начали приобретать автобусы и троллейбусы, которые приспособлены для обслуживания маломобильных групп населения. Существует также целая программа по такси — увеличение городских такси до 20 тыс., имеется в виду легальных такси.

С.Собянин: Вообще 20 тыс. для города — мало. Давайте мы еще поработаем, это не окончательный вариант.

Н.Лямов: За пять лет, когда начнем работать в цивилизованной форме в рамках нового закона...

С.Собянин: Задачу себе в любом случае надо ставить такую, чтобы услугами такси город был обеспечен, а для того чтобы обеспечить такой город цивилизованными услугами такси, нужна цифра значительно больше. Просто нужно задачу себе соответствующую поставить. Вопрос — в том, с какой динамикой мы сможем двигаться по реализации этой задачи.

Пожалуйста, дальше.

Н.Лямов: Железнодорожный транспорт. Здесь также началась практическая работа по ряду довольно серьезных проблем, которые многие годы не решались — проектирование и строительство линейной инфраструктуры, станционных комплексов для начала пассажирского движения на Малом кольце железной дороги (к 2016 году мы должны соорудить 13 станций на Малом кольце железной дороги), строительство дополнительных и главных путей на всех радиальных и диаметральных линиях внутри города, проведение реконструкции и строительство новых вокзалов, технических станций, это касается в том числе и обслуживания пассажиров дальнего следования — Каланчевская, Рогожская, Москва-Сити, закрытие и перепрофилирование пяти грузовых дворов. Потребность финансирования — 13 млрд 290 млн рублей. По результатам выполнения программы — увеличение объемов перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в черте города — в 1,5 раза, открытие движения поездов на Малом кольце железной дороги, обеспечение беспересадочной поездки между аэропортами аэроэкспрессами, сокращение интервала между поездками до 15 минут, повышение качества перевозок, снижение нагрузки на метрополитен и наземный транспорт и снижение транзитных перевозок грузов через Москву. Это что касается железнодорожного транспорта.

Водный транспорт. Основные мероприятия программы: модернизация и реконструкция Южного грузового порта и причалов на Москве-реке. Создание интермодальных пассажирских перевозок на Москве-реке, корректировка маршрутов наземного городского пассажирского транспорта, сооружение и реконструкция объектов городского транспорта в целях обеспечения взаимодействия системы интермодальной системы пассажирских перевозок и повышение надежности объектов инфраструктуры ФГУП «Канал имени Москвы» за счет их реконструкции.

Здесь речь идет об инвестиционных проектах, то есть бюджетные деньги, городские деньги сюда не вкладываются. Есть уже договоренности по инвестированию ряда тех проблем, которые были обозначены. Результаты выполнения программы — увеличение объема перевозок пассажиров водным транспортом, снижение нагрузки на другие виды транспорта, увеличение переработки грузов через Южный грузовой порт и причалы, повышение производительности, комфортности и удобства причалов, снижение затрат на пересечение Москвы-реки и снижение нагрузки на улично-дорожную сеть.

Один из больших и серьезных блоков — это улично-дорожная сеть как подпрограмма. Основные мероприятия данной подпрограммы: это строительство 474,4 км улично-дорожной сети (в том числе доведение магистрали протяженностью 35 км до 1267 км), реконструкция 19,5 км существующих магистралей, строительство боковых проездов основных радиальных направлений (251,4 км), реконструкция и строительство боковых проездов по МКАД (187,4 км), строительство 19 транспортных сооружений, реконструкция 11 транспортных сооружений, осуществление капитального и текущего ремонта дорог, организация выделенных полос для общественного транспорта.

Потребность в финансировании — вот здесь как раз самая большая цифра.

С.Собянин: Дошли до триллионов.

Н.Лямов: Да, дошли до триллионов — 1 трлн 458 млрд рублей. Каковы результаты выполнения программ и что мы надеемся увидеть? Это повышение скорости движения автотранспорта, в том числе общественного, увеличение протяженности системы магистралей с непрерывным движением транспорта на 31%, увеличение пропускной способности радиальных направлений на 11% , сокращение протяженности перегруженных участков магистралей на 12% — на 72 км.

Грузовой транспорт. Основные мероприятия программы: это вывод за пределы города Москвы производств, транспортных и складских объектов, которые не обслуживают нужды города; увеличение количества предприятий оптовой и розничной торговли, переведенных на ночной график работы по доставке грузов; разработка и внедрение оптимальных логистических схем и экономических мер, направленных на их реализацию в целях сокращения пробега грузового транспорта.

Результаты выполнения программы: это снижение величины транзитных грузовых перевозок через Москву на 20–25%; снижение численности парка грузовых автомобилей, которые заняты в перевозке грузов в Москве на 20–28% за счет повышения эффективности работы парка грузовых автомобилей и оптимизации схемы обслуживания и, соответственно, это улучшение экологической и транспортной обстановки в городе и высвобождение дефицитных городских площадей.

Довольно серьезной проблемой для города в настоящее время являются автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы. Что мы планируем? В течение этих лет ввод в эксплуатацию шести новых автовокзалов, ввод в эксплуатацию 21 плоскостных ТПУ и 32 стационарных ТПУ на территории Москвы. Что касается плоскостных ТПУ, Сергей Семенович, мы начинаем с 2011 года их строительство и обустройство.

С.Собянин: Я так понимаю, что это еще не окончательные цифры?

Н.Лямов: Да, это не окончательные цифры.

С.Собянин: Это то, что мы уже точно знаем.

Н.Лямов: Это то, что намечено, уже с конкретными адресами

С.Собянин: Поэтому и в программе надо ставить задачу максимального обеспечения потребностей города и автовокзалами, и транспортно-пересадочными узлами.

Н.Лямов: Это вопрос довольно серьезный, поэтому я думаю, что здесь будут звучать несколько иные цифры, в том числе и по скорости ввода в строй — надо будет нам ускоряться по этой проблеме. Таковы результаты выполнения указанной подпрограммы: это повышение качества и безопасности транспортного обслуживания, уменьшение времени на пересадку пассажиров.

С.Собянин: Я обращаю внимание, здесь написано: «Потребность в финансировании бюджета». В автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы надо максимально привлекать внебюджетные источники.

Н.Лямов: На сегодняшний день уже есть желающие, в том числе и по парковкам и транспортно-пересадочным узлам, а в результате — и упорядочение междугородных и международных пассажирских перевозок (это сегодня серьезная проблема в городе); и снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, и уменьшение перегруженности пересадочных узлов; это и ликвидация несанкционированных пунктов отправки автобусов.

Следующая подпрограмма — дорожно-парковочное хозяйство. Основные мероприятия программы — это строительство гаражей и парковок емкостью на 1,464 млн машино-мест, в том числе по перехватывающим парковкам — 235 тыс., «Народный гараж» — 310 тыс., многоуровневые парковки — 420 тыс., парковки вблизи объектов социальной сферы —217 тыс., места организованного охранения автотранспорта на внутридворовых и междворовых автостоянках — 110 тыс., средства машино-места в границах улично-дорожной сети — 177 тыс. Здесь также обозначена потребность — 72 млрд. Вместе с тем здесь также необходимо привлечение инвесторов, и сегодня, как я уже говорил и повторяю, желающие на эти работы есть. Чего мы хотим добиться в результате выполнения вот этих мероприятий по данной подпрограмме? Это довести обеспеченность населения местами хранения автотранспорта до 70–80%, это повышение скорости движения транспорта на улично-дорожной сети, это снижение числа автомобилей, используемых для поездок в центральную часть города, это улучшение экологической обстановки в городе, это снижение нагрузки на внутридомовые и междомовые территории.

Следующая подпрограмма ­— организация движения транспорта в городе, создание интеллектуальной транспортной системы. Действительно, с 2011 года начались работы по развертыванию интеллектуальной транспортной системы, которая состоит из двух подразделов: это организация управления движением и единая диспетчеризация всего общественного транспорта. Сергей Семенович, докладываю, что работы начались, план-график подготовлен, то есть работа идет уже после проведения конкурса. Полное развертывание интеллектуальной транспортной системы на территории города к 2012 году. Полное оснащение государственных пассажирских транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС — это идет по 2011 году с переходом на 2012 год для коммерческих перевозчиков. Следующее направление — развитие реверсивного движения. Следующее направление — реализация комплексных мер и мероприятий по снижению времени оформления дорожно-транспортных происшествий, это и внедрение системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Потребность финансирования в 2012–2016 годах из бюджета города — 17,750 млрд рублей.

Здесь также, Сергей Семенович, следует сделать акцент: из перечисленных мероприятий на сегодняшний день подходит предложение от инвестора, вплоть до системы видеофиксации правонарушений. То есть эти вещи тоже, я думаю, подлежат рассмотрению, с тем чтобы уменьшить составляющую города в финансировании. Таковы результаты. На что мы надеемся? Это снижение задержек транспорта на улично-дорожной сети на 25%; это сокращение времени оформления дорожно-транспортных происшествий, это повышение пропускной способности улично-дорожной сети на 15%; это повышение средней скорости движения на улично-дорожной сети на 17%; снижения расхода топлива и вредных выбросов в атмосферу до 20%; повышение регулярности и скорости движения городского пассажирского транспорта.

С.Собянин: Николай Сергеевич, это, конечно, здорово — такие показатели, но все-таки главное — взвешенный подход с учетом тяжелой, сложной улично-дорожной обстановки в городе. Надо еще смотреть показатели. Они очень оптимистичные, но они должны быть реалистичными в первую очередь. Было бы, конечно, хорошо за счет регулирования светофоров и интеллектуальной системы решить транспортную проблему. Но я боюсь, что это вряд ли произойдет. Вы со специалистами, экспертами еще раз оцените показатели внедрения интеллектуальной транспортной системы. Она, конечно, необходима, ее необходимо внедрять, и мы уже приступили к этому, просто показатели реализации этого плана должны быть реальными. Пожалуйста, дальше.

Н.Лямов: Хорошо, следующее направление — развитие новых видов сообщения: воздушный, велосипедный транспорт и монорельс. Данные разделы вызывают особый интерес у жителей, и сайт нашего Департамента беспокоят по этому поводу. Основные мероприятия программы — это воздушный транспорт (разработка отраслевой схемы размещения объектов авиационной инфраструктуры города Москвы), создание нормативно-правовой базы, это строительство девяти вертолетных площадок в административных округах города Москвы. Потребность в финансировании на 2012–2016 годы — 150 млн рублей. Иной транспорт, организация велополос, строительство и ремонт велодорожек к местам массового посещения, создание парковок для велосипедов возле ТПУ, станций метро и железной дороги на 10 тыс. велосипедов. Создание велокарт города Москвы для наиболее удобных и безопасных веломаршрутов. Потребность в финансировании здесь идет за счет благоустройства, поэтому мы финансирование не показываем в рамках работ.

С.Собянин: Вы зря не показываете сводную программу. В любом случае, если за счет благоустройства, это тоже деньги города и их надо показывать.

Н.Лямов: Мы это поправим.

С.Собянин: Да, конечно.

Н.Лямов: И здесь что касается удобных и безопасных веломаршрутов. Идет масса звонков и предложений о том, как в служебном порядке, так и в прогулочном использовать велотранспорт. Довольно интересную информацию получаем.

Монорельс. Создание монорельсовой системы в Юго-Западном административном округе Москвы — проект чисто внебюджетный: это инвестор. Там порядка 3 км с лишним, предпроектную документацию мы уже рассматривали, то есть проект должен, очевидно, и будет жить. Результаты выполнения программы — сокращение времени прибытия спасательных команд в 2 раза (до 3–7 минут); сокращение времени эвакуационных работ — в 2 раза (до 15 минут).

С.Собянин: То есть речь идет о воздушном транспорте, и размещение вертолетных площадок в административных округах предназначено в первую очередь для прибытия спасательных команд, эвакуации, работы МЧС, службы спасения.

Н.Лямов: Да. Это в основе своей МКАД и ряд городских магистралей, на которых выделены места под вертолетные площадки. Обеспечение управления и контроля за воздушными судами при выполнении полетов над Москвой — здесь серьезную активность сегодня проявляют представители малой авиации, Сергей Семенович.

С.Собянин: Это отдельный вопрос, требующий специального обсуждения.

Н.Лямов: Да, этот вопрос требует специального обсуждения.

С.Собянин: Спасибо, Николай Сергеевич.

Н.Лямов: Велотранспорт — я уже останавливался на этом. Создание сети велодорожек, для поездок в деловых целях, улучшение экологической обстановки, разгрузка ОДС от части автомобилей. Ну и монорельс — сокращение времени в пути для водителей, въезжающих в город на час-полтора, то есть там довольно серьезный кусочек мы занимаем.

Следующее направление — это пешеходная доступность объектов городской инфраструктуры. Здесь стоит задача — перед выполнением проектов всех объектов предусмотреть устройство парков, пешеходных дорожек, пешеходных зон. Результат выполнения — это обеспечение комфортной пешеходной доступности.

С.Собянин: Вы с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и префектурами посмотрите те ресурсы, которые направляются на эту работу и включите их в программу, чтобы мы их тоже видели. Это не означает, что департамент будет заказчиком, но информационно мы должны видеть работу всех других заказчиков в этом направлении.

Н.Лямов: Есть, Сергей Семенович.

Ну и результат — это обеспечение комфортной доступности. Вот теперь, наверное, о главном — это ресурсное обеспечение, программа на 2012— 2016 годы.

С.Собянин: То есть вы, по сути дела, предлагаете увеличить расходы на улучшение работы транспорта с 200 млрд рублей в этом году до 300 млрд рублей.

Н.Лямов: Да.

С.Собянин: Мы выходим где-то на 20% от общего объема расходов бюджета. Это серьезные цифры, практически предельные, поэтому я прошу еще раз проанализировать программу и там, где возможно, предусмотреть привлечение внебюджетных источников и оптимизировать бюджетные расходы. Тем не менее в целом структура бюджета, скорее всего, такая и будет — я имею в виду расходы на улучшение работы транспорта, развитие улично-дорожной сети, развитие строительства метрополитена и так далее. Основное увеличение расходов, скорее всего, придется именно на строительство метрополитена — с cсегодняшних 50 млн рублей до 100–120 млрд рублей ежегодных расходов в течение ближайших пяти лет. Спасибо, Николай Сергеевич.

Коллеги, есть вопросы? Значит, суть сегодняшнего обсуждения — принять за основу программу, затем провести общественные слушания, общественное обсуждение этой программы и только после этого принять окончательно на заседании Правительства. Это начало большой экспертной общественной работы по доработке данной программы. Тем не менее я прошу сделать это в достаточно сжатые сроки, потому что проблемы известны, мы их обсуждали уже не раз. Необходимо доработать, я думаю, в течение максимум месяца-полутора и внести на Правительство.

Н.Лямов: Сергей Семенович, я думаю, что за это время мы уложимся по окончательным консультациям и каким-то, может быть, уже определенным добавкам, в том числе и по инвестпроектам.

С.Собянин: Хорошо, спасибо.

Следующий вопрос — о проекте среднесрочной программы развития индустрии отдыха и туризма на 2012—2016годы. Наше внимание зеленым территориям, паркам культуры и отдыха не случайно: это сфера обладает колоссальным потенциалом развития. Спрос на доступные услуги и отдых, развлечения, возможности провести время на природе — просто огромные. Например, стоило прошедшей зимой навести элементарный порядок в парках, залить больше катков и детских горок, проложить новые лыжные трассы — и количество посетителей возросло почти в 2 раза.

Уже в этом году на развитие и реконструкцию городских парков будет направлено порядка 15млрд рублей. Практически по всем объектам, где есть готовая проектно-сметная документация, они будут реализованы уже в этом году. В рамках программы на 2012–2016 годы ставится задача модернизировать все зоны отдыха в столицы, начиная с крупнейших городских парков — Парка имени Горького, «Сокольников» и вплоть до квартальных зеленых зон, детских городков. Хотя озелененная территория сейчас занимает около 30% территории города, их площадь должна увеличиваться.

В качестве резерва озеленения можно рассматривать бывшие промышленные зоны и долины малых рек. Масса возможностей для высадки деревьев есть и на обычных городских улицах, и ими также не следует пренебрегать. Прошу доложить по основным механизмам развития индустрии отдыха и туризма, заложенным в проект-программу. Мы сегодня также ее рассматриваем, что называется, в первом чтении для последующего общественного обсуждения. Пожалуйста, Людмила Ивановна (Л.И.Швецова - заместитель Мэра Москвы по социальным вопросам).

Л.Швецова: Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Природный комплекс Москвы имеет площадь почти 34 тыс. гектаров, и, как справедливо Вы сказали, составляет примерно 30% площади города.

Включает он в себя парки культуры и отдыха, музеи-усадьбы, парковые территории, скверы, бульвары, природно-рекреационные зоны и, конечно, особо охраняемые природные территории. Поэтому развитие парков является предметом особого внимания. Не случайно по указанию Мэра программа развития индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 годы входит в число 15 первоочередных программ города. Следует признать, что парки традиционно пользуются популярностью и являются излюбленным местом отдыха горожан и гостей столицы. Ежегодно отмечается уже сейчас 15,5 млн посещений в год. Результаты интернет-опроса показали, что наибольшее число москвичей — 32% — предпочитает отдыхать именно в парках, 65% москвичей готовы тратить до 40 минут своего времени только для того, чтобы оказаться в парковой зоне. Правда, надо уточнить, что съездить в парк готовы в основном молодежь и люди среднего возраста, которые, конечно, ищут не просто отдых, но и широту развлечений и удовольствий, большинство же людей все-таки предпочитают отдыхать рядом с домом.

Но при этом очевидном интересе к паркам нельзя не отметить, что начиная с 90-х годов прошлого века финансирование, содержание и развитие парковых территорий осуществлялось по остаточному принципу и на крайне низком уровне. Сами же парки (если судить, конечно, по их отчетности) доходов не имели, потому и не вкладывали собственные средства в развитие. Сегодня в большинстве случаев налицо морально и физически изношенная материально-техническая база парков — от 30 до 80% износа. Неухоженные, заброшенные зеленые зоны, сплошь и рядом несанкционированные размещения непрофильных объектов, использование которых зачастую идет вразрез с основной деятельностью парка, — немудрено, что, по результатам опросов общественного мнения, 63,5% москвичей считает, что современное состояние парков культуры и отдыха и зон отдыха не соответствует не только их ожиданиям, но и облику столицы России.

Отсутствуют транспортные маршруты, подъезды к паркам и парковки. Малые архитектурные формы, парковая мебель, беседки, скамейки, урны, столы для настольных игр и так далее, пункты питания и мелкорозничной торговли — все это находится, к сожалению, на примитивном уровне. Отсутствует в необходимом количестве инвентарь для проката: ролики, велосипеды, коньки, лыжи, другой спортивный инвентарь. Отсутствуют благоустроенные стационарные туалеты. Эра мобильных голубых кабинок, которые когда-то считались верхом цивилизации, застопорила нашу архитектурную дизайнерскую мысль по созданию стационарных, достойных туалетов в зонах отдыха.

Помимо высокого износа имущественной базы отмечается также недостаточная обеспеченность населения инфраструктурой отдыха, видами и количеством оказываемых услуг. Так, например, в период с 2003 по 2010 год существенно сократилось количество зон отдыха на водоемах — с 70 до 36. При потребности не менее 300 тыс. человек суммарная вместимость имеющихся на сегодняшний день зон отдыха на воде с купанием не превышает 35 тыс. Не случайно мы на последнем этапе по Вашему поручению, Сергей Семенович, как отдельную подпрограмму завели как раз тему, связанную с отдыхом на воде.

Обеспеченность дворовых территорий спортивными площадками на первый взгляд вполне впечатляющая — 87% от норматива. Но их качество, разнообразие, размещение в шаговой доступности от жилья — все это оставляет желать лучшего.

Важной проблемой также является недостаточное оборудование зон отдыха и досуга для беспрепятственного отдыха и использования инвалидами и маломобильными группами граждан.

В области туризма наши результаты тоже весьма скромные. По посещаемости туристами Москва занимает 19-е место с показателями 4,1 млн прибытий в год. Для сравнения, в Лондоне — 15 млн прибытий, в Париже — 8,7 млн прибытий. Хотя очевидно, что турист — это не просто гость столицы, желанный гость столицы, но еще и платежеспособный покупатель оказываемых для него услуг.

Явным тормозом для нормального функционирования сферы отдыха является и отсутствие скоординированного управления всеми зонами отдыха и их развития. По сути, мы впервые, готовя эту программу, Сергей Семенович, сумели друг друга увидеть и понять, встретиться, пообщаться и создать, по сути, площадку и для координации, и для выработки общих решений. Объекты, зоны и территории для организации отдыха и досуга населения ранее не рассматривались как единый комплекс, требующий общих подходов, общей идеологии, стратегии развития, градостроительного планирования, проектирования и ресурсного и правового обеспечения.

Все это привело к аномальному явлению — отсутствию интереса крупного частного бизнеса к вложению средств в развитие парковых и рекреационных территорий, что является абсолютно неестественным для столичного города. Все вышеизложенное стало предпосылкой для создания программы, которая вам сегодня представлена. Она состоит из восьми подпрограмм, и, приступая к масштабной работе по завершению планирования, а потом его осуществлению, мы перед собой ставим задачи как стратегические, которые не решить за один день, так и практические цели, которые нам необходимо решать немедленно, сейчас, и уже показывать населению города, что будет сделано летом и осенью этого года.

Надо отдать должное, что уже в этом году, не дожидаясь принятия пятилетней программы, Мэром Москвы были приняты принципиальные решения и выделены большие средства для подготовки всех этих территорий к летнему и предстоящему зимнему отдыху. Намеченные мероприятия в рамках этих средств большей частью будут выполнены в течение лета и осени этого года, и мы надеемся, что это получит поддержку у населения. Программа, которую мы Вам предлагаем, — это тоже еще не конечный результат, это только первый серьезный, базисный этап в нашей работе.

Цель программы — к 2016 году на озелененных территориях города должны появиться принципиально новая ситуация и новая инфраструктура организации отдыха, туризма и досуга населения. Должны быть проведены следующие мероприятия: комплекс работ (это на первом месте) по благоустройству, ремонту, реконструкции и комплексной научной реставрации и воссозданию действующих объектов инфраструктуры отдыха и туризма, включая инженерные сети, а также реставрацию зеленых насаждений. Это работа по сохранению и развитию объектов культурного и природного наследия, потому что многие наши зоны имеют такие потрясающие памятники, которые, конечно, должны быть обрамлены зеленой зоной и быть любимыми местами отдыха людей. Достигнуто нормативное количество объектов путем создания дополнительных новых. Будут созданы новые схема и система общественного питания, коммунального обслуживания, туалетов, проведены работы по обеспечению необходимого освещения объектов и территорий, созданию парковочных мест, внедрены инновационные информатизированные технологии и технологии безопасности нахождения людей на этих территориях. И будет расширен спектр услуг населению, в первую очередь ориентированных на средний уровень дохода населения и на молодежь и детей.

К 2016 году ставится задача по достижению следующих основных показателей (их гораздо больше, но некоторые из них я хочу назвать) — это увеличение количества посещающих парки до 30 млн человек в год (то есть в 2 раза), увеличение числа видов услуг до 150 наименований услуг (в 6 раз), увеличение количества новых особо охраняемых территорий до 164 единиц, общей площадью 21,5 тыс. га и увеличение численности международных прибытий до 7,3 млн (в 1,8 раза).

В рамках государственной программы мы рассматриваем позиции, которые являются общими для любого места отдыха. Это наличие малых архитектурных форм, парковой мебели, коммунальных систем, парковочных мест, сети общепита и туалетов. Одновременно ставится задача, чтобы места отдыха не были похожи друг на друга, то есть не были на одно лицо. Парки, с одной стороны, должны быть для всех категорий населения, но в то же время мы должны иметь парки и зоны, ориентированные на отдельные, конкретные группы людей — например, для молодежи с использованием экстремальных видов спорта, с молодежной тематикой в предлагаемых мероприятиях, которые там проводятся.

В программе особо выделены перспективные территории, которые планируется добавить к уже имеющимся зонам отдыха москвичей, в том числе, как Сергей Семенович сказал, использовать бывшие производственные территории — территории, которые находятся сейчас в разных руках, у разных владельцев в собственности. Так, мы прорабатываем по поручению Сергея Семеновича варианты предложения и для бюджетного участия, и для участия инвесторов: Марьинский парк как многофункциональный спортивный парк, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького как парк семейного отдыха и преемственности традиций, Нагатинскую пойму как парк с многофункциональными досуго-развлекательными комплексами, Нижние Мневники как молодежный и детский познавательный парк природных достопримечательностей с эколого-просветительским центром, Ходынское поле как парк исторических ландшафтов, Ново-Переделкино — многофункциональный комплекс для экстремальных видов спорта, Екатерининский парк — место отдыха старшего поколения. Достижение целей программы будет осуществляться путем реализации плана так называемой матрицы, которая должна быть использована при работе на любых территориях.

Все мероприятия программы сориентированы на три основных группы. Первая группа — это подготовка и реализация капиталоемких проектов, инвентаризация существующей материально-технической базы и субъектов предпринимательской деятельности, разработка градостроительной документации, территориальных отраслевых схем, проектов планировок, проектов научной реставрации, это работа по решению земельно-имущественных вопросов, по совершенствованию нормативно-правовой базы, разработка проектно-сметной документации и проведение работ по реставрации территорий, комплексному благоустройству, строительству новых объектов, модернизации инженерной инфраструктуры.

Вторая группа расходов — это текущее содержание объектов, текущий и капитальный ремонт и благоустройство.

И третья группа — это улучшение состояния текущей деятельности, то есть разнообразие услуг, рекламно-информационных мероприятий, создание новых рабочих мест. Мы считаем как одну из задач разработки и реализации проекта — внедрение новых инновационных проектов.

В требуемых расходах (бюджетных и внебюджетных) мы, по бюджетным расходам, в частности, предполагаем, что капитальные расходы составят 82%, текущие — 13% и улучшение деятельности — 5%. Реализация будет осуществляться на двух уровнях — на городском и на районном. Вместе с тем намеченные задачи, которые разработаны в подпрограммах, будет невозможно решить только за счет средств городского бюджета. И мы ставим перед собой цель — не просто привлечение иногда внебюджетных средств, мы ставим задачу, чтобы внебюджетные средства, их участие в реализации этой программы увеличились до 85%, то есть, если сравнивать бюджетные средства и внебюджетные, они должны выйти на 85% от вкладываемых бюджетных средств. Но это только первый этап. Когда мы завершим капиталоемкие работы по инженерной инфраструктуре, то можно предполагать в будущем, что внебюджетные средства еще в более активном режиме будут использоваться для решения всех этих проблем.

Что касается привлечения внебюджетных средств. Сейчас уже открылось очень много интересных предложений, инвесторы приходят с этими предложениями, и мы активно работаем уже и на базе Парка культуры имени Горького, парка в Сокольниках и по другим зонам. В программе предлагается технология осуществления проектов в рамках частно-государственного партнерства, ставится задача доведения к 2016 году всех этих мероприятий, которые мы обозначили, до принимаемых результатов, и я хотела бы, Сергей Семенович, доложив основные направления программы, попросить у вас разрешения на то, чтобы мы провели активные общественные слушания, тем более что у нас инициативу такую проявляют и общественные организации. В частности, например, молодежные организации предложили в ходе обсуждения вскрыть все проблемы, которые у нас есть в наших парках и зонах отдыха, провести такую фотоохоту и оставить для истории, с чего начинали реализацию программы и что потом в результате будет достигнуто. И что касается финансирования, то мы просим еще некоторое время для того, чтобы с нашими бюджетными подразделениями, Департаментом финансов и экономической политики еще утрясти некоторые параметры, которые мы запрашиваем.

С.Собянин: Хорошо. Спасибо.

Есть вопросы? Давайте также приступим к общественному обсуждению этой программы и также в течение 1-1,5 месяца внесем на заседание Правительства.

Следующий вопрос о капитальном ремонте фасадов домов в Центральном административном округе. Это одно из дополнительных мероприятий по благоустройству, принятых в рамках поправок бюджет 2011 года. Речь идет о ремонте оригинальных фасадов 68 зданий. Главным образом они расположены вдоль Садового кольца и формируют архитектурный облик этой крупнейшей городской магистрали. Речь идет в основном об архитектурных памятниках и памятниках исторического наследия. Вы знаете, что такого рода работы на этих объектах давно уже не проводились. С 1997 года таких мероприятий не планировалось. Тем не менее мы считаем возможным оказать помощь в ремонте фасадов, даже если они не полностью принадлежат муниципалитету, являются обычными жилыми зданиями, но их ремонт чрезвычайно сложен и практически неподъемен для жильцов этих зданий. Надеемся, что к такой работе подключатся собственники офисных зданий, собственники памятников архитектуры, которые также активно включатся в ремонт фасадов своих зданий, принадлежащих им по частной собственности.

Кескинов Артур Львович (руководитель Департамента капитального ремонта), пожалуйста!

А.Кескинов: Уважаемый Сергей Семенович, во исполнение вашего поручения по приведению в порядок архитектурно-художественного облика центральной части города, нами совместно с префектурой ЦАО сформированы адресные перечни жилых домов, проведены обследования вместе с жилищной административной инспекцией и определены объемы — 325,6 тыс. кв. м домов, которые, с нашей точки зрения, требуют ремонта, так как находятся в неудовлетворительном состоянии. Определен порядок и сроки проведения этого ремонта, определены дома, которые являются памятниками культурного наследия, и они будут выполняться по отдельному перечню мероприятий, согласованному с Москомнаследием. Нами заказана в ГУП «ГлавАПУ» Москомархитектуры разработка колористических паспортов, по которым будут определены индивидуальные цветовые решения по каждому дому. С 15 мая мы объявим сроки выполнения этих работ, планируем их начать с 10 июля и в течение 2,5 месяцев сдать все эти объекты в случае принятие постановления Правительства. У меня все.

С.Собянин: Спасибо. Есть вопросы? Спасибо. Присаживайтесь.

Следующий вопрос о денежном поощрении лучших учителей и выплате вознаграждений за классное руководство. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» предстоит провести конкурсный отбор лучших учителей для выплаты им денежного поощрения в 2011 году. Напомню, что размер этого поощрения составляет 200 тыс. рублей, всего будет отобрано 70 учителей, общий объем расходов — 14 млн рублей, в том числе федеральная субсидия — 8 млн.

Кроме того, необходимо принять распорядительный документ о выплате денежных вознаграждений учителям за классное руководство. В Москве размер доплаты классным руководителям составляет от 2,5 тыс. до 5 тыс. 400 рублей в месяц, расходы бюджета на эту выплату — свыше 2 млрд рублей в год. Исаак Иосифович (И.И.Калина — министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования), пожалуйста.

И.Калина: Спасибо, Сергей Семенович! В принципе добавить почти нечего. Документы на распределение денег между тремя департаментами, у которых есть классные руководители, предоставляют Ольге Юрьевне Голодец (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения), право подписи соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации.

С.Собянин: Хорошо. Спасибо. Нет замечаний? Принимается.

Следующий вопрос — об изменении отдельных условий инвестиционных контрактов. Вопрос мы обсуждали недавно на заседании административной комиссии. В прессе его уже успели назвать амнистией для бизнес-структур по продлению срока ввода объектов по инвестиционным контрактам. По сегодняшним правилам необходимо уплатить огромные, часто неподъемные штрафы за невыполнение обязательств, и таких инвестконтрактов в городе абсолютное большинство. Невыполнение обязательств связано, как правило, с невыполнением обоюдных обязательств как инвестора, так и города, и разделить, кто из них больше прав или виноват, на практике представляется сложным. Более того, эти обязательства прописаны в инвестконтрактах достаточно плохо, и в рамках судебных процедур возникает чрезвычайно много вопросов для вынесения конкретных решений.

Кроме того, мы должны понимать, что мы пережили экономический кризис, и отсрочка многих контрактов была связана с нехваткой инвестиционных ресурсов, попросту с деньгами. Поэтому мы приняли решение — сделать шаг навстречу инвестору и отменить штрафные санкции по тем инвестконтрактам, инвесторам, которые согласны перезаключить с нами инвестконтракты и определить новые сроки и новый порядок уплаты штрафа: более понятные, более внятные и жесткие сроки исполнения контрактов. Я думаю, что это решение значительно упростит процедуру по десяткам инвестконтрактов, которые сегодня просто стоят. Стоят здания, не строятся, не вводятся в эксплуатацию, таким образом, ущемляются и права тысяч частных инвесторов, дольщиков, которые задействованы в этих инвестпроектах. Пожалуйста, Марина Евгеньевна.

М.Оглоблина: Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Все сказал Сергей Семенович, только хочу единственное добавить: по решению ГЗК сейчас на выпуске в Департаменте экономической политики находится порядка 84 инвестиционных контракта, которые требуют продления, и все эти распорядительные документы будут подготовлены с учетом готовящегося сегодня постановления и с учетом вышеуказанных постановлений. То есть, все инвесторы, которые по одной из причин не согласовали распорядительные документы, со стороны инвесторов — как раз проблемы, связанные с объемом штрафных санкций, с тем, с чем Вы сказали: с недостатком средств, прочими обозначенными сейчас проблемами. Поэтому все документы впредь будут выпускаться с учетом этого решения, и, по нашему мнению, это оживит инвестиционный рынок и позволит инвесторам дальше реализовывать свои намерения.

С.Собянин: Спасибо. Нет вопросов? Принимается.

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2017 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100