АРХТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТИПОВЫХ СТАНЦИЙ МЕЛКОГО И ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект типовых конструкций для станционных комплексов московского метрополитена разработан по предложению Мэра Москвы для уменьшения стоимости и сокращения сроков проектирования и строительства.

В концепции предлагаются наиболее надежные и экономичные конструкции 
и планировочные схемы, рассчитанные на поточный метод строительства, применение отработанных на практике способов возведения конструкций, позволяющих оптимизировать сроки проектирования и строительства станционных комплексов.

В проекте представлены как станции глубокого, так и мелкого заложения, типовой блок технологических помещений, типовой блок станционной понизительной подстанции, конструктивные и планировочные решения вестибюлей, охватывающие практически все возможные типовые варианты размещения станций метрополитена в различных градостроительных ситуациях.

Для реализации предлагаются конструкции пилонно-колонного и колонно-стенового типа, двухуровневая конструкция большого сечения для станций глубокого заложения, а так же односводчатая  и двухпролетная конструкция

с одной колонной для станций мелкого заложения.

В состав станционных комплексов со станциями пилонно-колонного и колонно-стенового типа входят следующие основные сооружения:

- платформенный участок длиной 174 м;

- подземные вестибюли №1, №2;

- эскалаторные тоннели;

- тягово-понизительная подстанция (ТПП);

-  блок технологических помещений (БТП);

- венткамера тоннельной вентиляции;

 - обходной кабельный коллектор.

 Станционный комплекс закрытого способа работ  колонно-стенового типа

Станционный комплекс сооружается закрытым способом с применением буровзрывных работ или механизированными тоннелепроходческими комбайнами. 

Основные конструкции станции, натяжных камер, камер металлоконструкций, станционной венткамеры, БТП, ТПП выполнены из чугунных тюбингов, металлических стен и колонн.

 Платформенная часть станции

Станции, как правило,  распологаются  на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 19,0м, длина посадочной платформы 162,0м.

Конструкция станции -- колонно-стенового типа, в которой проемные участки шириной 5,257м чередуются со стеновыми участками шириной 4,506м. Свод среднего зала выполнен в комбинированной обделке из чугунных тюбингов Ø9,5м и Ø8,5м. Боковые тоннели выполнены в обделке Ø8,5м с опиранием сводовой части поочередно на чугунную клинчатую перемычку (в проемной части) и стальные стены.

Конструкция станции принята без подплатформенных помещений в среднем зале с устройством сплошной монолитной железобетонной плиты.

Станционный комплекс закрытого способа работ  пилонно-колонного типа

Станции пилонного типа, как правило, назначаются на участках с путевым развитием, т.е. за станцией располагаются камеры съездов и тупики с пунктом технического осмотра (ПТО).

Станционный комплекс сооружается закрытым способом с применением буровзрывных работ или механизированными тоннелепроходческими комбайнами. Основные конструкции станции, натяжных камер, камер металлоконструкций, станционной венткамеры, БТП, ТПП выполнены из чугунных тюбингов и, частично, из монолитного железобетона с внутренней  металлоизоляцией.

Платформенная часть станции.

Станции располагаются  на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет не менее 22м, длина посадочной платформы 162,0м. Конструкция среднего зала – свод из чугунных тюбингов обделки Ø9.5м с лотком из монолитного железобетона с внутренней металлоизоляцией. Боковые тоннели – в чугунной обделке Ø8.5м кругового очертания. В местах проемов тюбинги боковых тоннелей опираются на клинчатые перемычки между пилонами, тюбинги среднего зала - на опоры в составе железобетонного лотка. Ширина проемов принята 3,755 м, пилонов – 6,008 м.

Конструкция станции принята без подплатформенных помещений в среднем зале.


Станционный комплекс закрытого способа работ в тоннеле кругового очертания

Конструкция тоннельной обделки с внутренним диаметром 13,0 м позволяет разместить внутри себя два изолированных перегонных тоннеля (один над другим), платформенную часть станции, а так-же все притоннельные сооружения необходимые для функционирования метрополитена:

- тягово-понизительная подстанция (ТПП);

- блок технологических помещений (БТП);

- венткамера тоннельной вентиляции;

- кабельный коллектор.

Станционный комплекс сооружается закрытым способом с применением современных тоннелепроходческих комплексов непосредственно при проходке перегонных тоннелей.

Основные конструкции станционного комплекса  и перегонных тоннелей выполнены в обделке с  внутренним Ø13м из сборных железобетонных блоков.


Станционный комплекс открытого способа работ

Строительство станции и пристанционных сооружений осуществляется  на глубине от 12 до 20 м до дна котлована.

Станционный комплекс сооружается в открытом котловане с ограждением из «стен в грунте», из буросекущихся, бурокасательных свай или из свай с затяжкой, в зависимости от гидрогеологических и градостроительных условий строительства. Котлованы предусматриваются с пазухами для устройства наружной замкнутой гидроизоляции.

В состав станционного комплекса входят следующие основные сооружения:

- платформенный участок длиной 162 м;

- подземные вестибюли № 1, № 2 с пешеходными переходами и лестничными сходами;

- лестницы или эскалаторы для спуска на платформу;

- тягово-понизительная подстанция (ТПП);

- станционная венткамера;

- противодутьевая вентиляционная сбойка и сбойка для прохода.

 

Платформенная часть станции

Односводчатая станция
открытого способа работ – пролет 19,7 м, высота от уровня посадочной платформы до шелыги свода – 6,2 м, минимальная высота сечения в свода – 0,6 м. Минимальная высота станции с учетом подплатформенного пространства, лотка и свода – 10,2 м.

Подплатформенное пространство делится на четыре отсека, в которых размещаются два кабельных коллектора и два канала дымоудаления.

Двухпролетная станция
открытого способа работ: пролет - 19,7 м / 2, от уровня посадочной платформы до низа перекрытия 6,0 м, до балки – 5,4 м. Минимальная высота станции

с учетом подплатформенного пространства, лотка и перекрытия – 10,1 м.

Подплатформенное пространство также делится на четыре отсека.

Оптимальные условия строительства:

- Глубина заложения до 14,1 м (засыпка до 4 м).

- Грунты основания – ограничений нет.

- Уровень грунтовых вод – не выше 4 м над уровнем платформы.

Вестибюли на станциях открытого способа работ располагаются справа и слева от платформенного участка, как его продолжение, включая участки перегонных тоннелей. Лестницы или эскалаторы спуска на платформу размещаются в объеме вестибюлей.

Тягово-понизительная подстанция, станционная венткамера и сбойки располагаются за вестибюлями с противоположных сторон, между перегонными тоннелями.

Пешеходные переходы являются частью вестибюлей, их длина и количество лестничных сходов назначаются в соответствии с градостроительной ситуацией.

Все представленные варианты конструкций станций  и планировочных решений вестибюлей обеспечивают возможность компактного размещения необходимого современного технологического оборудования для функционирования метрополитена, удобную коммуникационную связь различных частей станционных комплексов, и дают высокий экономический эффект при строительстве в геологических условиях, характерных для Москвы.

Предлагаемые схемы обеспечивают комфортное пребывание и передвижение пассажиров и рассчитаны на перспективное увеличение пассажиропотоков.

Приведенные примеры архитектурного решения станций показывают возможность создания на основе предлагаемых конструкций различных архитектурных образов, сохраняющих и развивающих традиции в архитектуре московского метрополитена.

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2017 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100