АРХИТЕКТУРА НОВЫХ СТАНЦИЙ МЕТРО: ДИЗАЙН ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ?
АРХИТЕКТУРА НОВЫХ СТАНЦИЙ МЕТРО: ДИЗАЙН ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ?
 
Масштабная программа Правительства Москвы по развитию столичного метрополитена продолжает традиции основоположников российского метростроения по созданию самого красивого метро в мире.
 
Станут ли новые станции метрополитена памятниками архитектуры, каковы основные принципы художественного оформления станций и войдут ли их архитекторы в историю обсудили эксперты в рамках круглого стола «Архитектура новых станций метро», состоявшегося 6 июня в рамках деловой программы Международной выставки «Метро. Мосты. Тоннели. ТПУ. 2017». Организатором круглого стола выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
 
Модерировал обсуждение директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, который отметил, что одним из эффективных инструментов поиска новых идей для архитектурно-художественного облика станций является конкурсная практика.
«На примере последнего международного конкурса на дизайн будущих станций метро «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» мы видим, что задача архитекторов выходит за границы разработки интерьеров и экстерьеров платформ и павильонов станций. Финалисты должны учитывать архитектурное окружение и идентичность локации станции, создать уникальное решение, которое будет интегрировано в окружающую среду», – отметил С. Георигиевский. «Одновременно участники должны учитывать все технические ограничения и нормативы для будущей реализации предложений и эксплуатации станции. И мы как оператор данного конкурса учли все эти требования в техническом задании, ведь в конкурсе принимали участие и зарубежные команды, для которых особенно важно предоставить детальные исходные данные», – добавил он.
 
В период с 2014 года в столице при поддержке Правительства Москвы состоялись 3 архитектурных конкурса. Первый конкурс – в 2014 году на облик станций «Новопеределкино» и «Солнцево», в 2015-2016 году прошел конкурс на дизайн станций «Нижние Мневники» и «Терехово». Итоги третьего конкурса на облик станций ТПК «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» будут подведены в ближайшие дни.
 
О растущем качестве проектов конкурсной практики рассказал Александр Змеул.
«Для архитекторов, у которых нет внушительного портфолио, конкурс – это социальный лифт, возможность себя проявить. А конкурс на облик новых станций метро, где заданием совмещена разработка интерьеров и экстерьеров в увязке с локацией места – это, по сути, возможность войти в историю», – отметил он.
«Станции, построенные за последние 15-20 лет имеют довольно «суверенную» архитектуру и именно конкурсы и участие в них зарубежных экспертов как в жюри, так и в участниках, позволяет получить новый взгляд и идеи. И хотя сейчас проходит уже третий конкурс, появляются все новые и новые нестандартные и свежие решения», – добавил А. Змеул.
 
Несмотря на то, что метрополитен – это в первую очередь транспортная инфраструктура, традиции метростроения создали уникальный архитектурный облик, который стал отражением политических и экономических эпох страны. Об этом в своем выступлении подробно рассказала Анастасия Мингалеева. 
«Московский метрополитен – это лейбл. Начинавший свою историю в стиле империализма и «подземных дворцов», метрополитен стал общественным достоянием и памятником архитектуры. Пройдя через этап стагнации в художественном облике в хрущевский период в сторону утилитарного функционализма, сегодня метрополитен вышел на «золотую середину» в своем оформлении, во многом и благодаря конкурсам, которые стали престижными площадками соревнования не только российских, но и зарубежных архитекторов», – отметила Анастасия.
 
Ключевыми современными принципами художественного оформления станций Анастасия Мингалеева назвала безопасность для пользователей и доступность для маломобильных групп населения, интеграцию архитектуры в окружающую среду, современное освещение, предусматривающее экономию в эксплуатации, а также поиск индивидуальности облика станции и комфортность пространств.
«Сегодня, учитывая объемы перевозок, комфорт для пассажира – это, в первую очередь, –возможность перемещения из одной точки города в другую. Мы имеем уже сложившуюся инфраструктуру станций, которые останутся в прежнем физическом объеме и это необходимо учитывать при проектировании новых пересадочных узлов. Например, лестничные пролеты и коридоры, предназначенные для будущих пересадок должны, конечно, учитывать существующую пропускную способность. И здесь надо искать компромисс», – подчеркнула она.
 
Об опыте реконструкции станций Филевской линии метрополитена в условиях сохранения существующего пассажиропотока и функционирования станции рассказал Евгений Косыгин.  В рамках реконструкции производится не только замена конструктивных и ограждающих элементов, но и внедрение новых планировочных и художественных решений, отвечающим современным пользовательским требованиям, включая инфраструктуру для маломобильных групп граждан и систему навигации, позволяющую правильно направлять пассажиропотоки. «Новое художественное оформление сделает облик станций светлым и современным. В вестибюлях появятся новые пассажирские сервисы: обновленные кассовые зоны с возможностью безналичной оплаты проезда, турникеты из нержавеющей стали, элементы навигации, выполненные в соответствии с брендом Московского метрополитена. На сегодняшний день метростроители уже приступили к архитектурно-отделочным работам согласно концептуальным решениям», – отметил он.
Как отметил Алексей Арбузов монтажно-строительные работы ведутся на действующих станциях, поэтому проходят в ночное время и в четкой координации с эксплуатирующими службами. Завершение работ по реконструкции 7 станций Филевской линии запланировано на 2018 год.
 
Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2017 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru