Вечное искусство

Нередко удивительное находится совсем рядом, но в спешке мы просто не обращаем на это внимания. Так случилось с мозаичными панно на станции метро "Новокузнецкая". Их автор художник Владимир Фролов. Солнечные картины собирались в холоде и голоде Ленинградской блокады. И только теперь на станции открыли мемориальную доску. С подробностями Евгения Стрыгина.

Труды художника из Ленинграда - Владимира Фролова - оценили несколько лет назад - в центре зала метро "Новокузнецкая" повесили именную доску. И тут же спрятали ее под рекламным плакатом. Из-за крошечной таблички разразился целый культурный скандал.

"Мы не знали открывать - не открывать, что вообще с ней делать, ряд серьезных возражений от художественной общественности, потому что невиданная ситуация - открывается доска исполнителю", - объясняет Николай Шумаков, главный архитектор института "Метрогипротранс".

Возмутительно - решили художники. Благодарность заслужил только Александр Дейнека - автор эскизов, а Фролов - выполнял, якобы, обычную - техническую работу. В блокадном Ленинграде он по частям складывал будущее лицо столичной подземки.

"Он оставался один в мастерской, и это были минуты очень тяжелые. Недалеко отсюда дом был взорван фашистским снарядом и от взрыва стекла в мозаичной мастерской были выбиты", - рассказывает Владимир Фролов, внук художника Владимира Фролова.

На полу лежал снег, а он продолжал работать - замерзшими руками перебирал кусочки цветной смальты. Рисовал улыбки на лицах и жизнь без войны. В одиночку Фролов довез ящики с готовой мозаикой до берега Ладожского озера, где начиналась знаменитая дорога жизни - единственный путь из осажденного города к большой земле.

"Когда погрузка была закончена, неожиданно к кораблю, к капитану, вдруг прибежал какой-то человек. "Важный груз! Для московского метрополитена!", - продолжает Владимир Фролов, внук художника Владимира Фролова.

Важный груз привезли в столицу. Поставив точку в деле всей своей жизни, Владимир Фролов умер. Он похоронен - на смоленском кладбище - один из многих в братской могиле. Ни надгробного камня, ни фотографии память о мастере хранят его работы.

"Каждый город, имеющий метро должен иметь свою яркую страницу, в разных городах по-разному: Париже, Лондоне, в Америке, у нас такое метро, которое нравится, оно рукотворное, есть жизнь, пульс человеческого таланта, фантазии", - считает Александр Быстров, художественный руководитель мозаичной мастерской Академии художеств.
Фролов - автор композиции в храме Спаса на крови и в Царскосельском Феодоровском соборе, а красная молния, выложенная им из смальты, пронзает стены Мавзолея. Сохранились 35 плафонов на "Маяковской", где в годы войны укрывались от налетов врага.

Снаружи – бомбежки, страх, голод, а внутри - чистое, мирное небо, которое художник навеки сохранил в своих мозаиках.

Следы таланта великого мастера остались на фасадах домов в Петербурге, Москве, Киеве - вечное искусство, о котором будет напоминать еще и именная табличка - ее теперь может увидеть каждый.

Вести - Москва

http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=222786&cid

 

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100