Первые тоннели московского метро рыли без проекта
Разумеется, определенная техническая документация была, но проекта как такового просто не существовало - рассказывает главный архитектор ОАО Метрогипротранс Николай Шумаков.

«Комсомолка» публикует малоизвестные факты из истории столичного метрополитена

Когда в Москве решили строить метро? По данным многих сайтов, посвященным памятным датам, это случилось ровно 80 лет назад - 20 марта 1933 года. В этот день, якобы, было принято решение ЦК ВКП(б) «О строительстве Московского метрополитена».

- Это неправда. Решение о строительстве Московского метрополитена на самом деле было принято 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича, - рассказали «Комсомолке» в музее московского метро. - Его именем, кстати, метрополитен потом и назвали. Лишь в 1955 году он стал называться метрополитеном им. Ленина.

Фото: РИА "Новости"

В общем, «Комсомолка» решила копнуть историю столичной подземки поглубже. Мы публикуем семь фактов о метро, широкой публике мало известных.

1. Строительство началось с ошибки

- Когда решили строить первую линию метро, Сокольническую, уровень Москвы-реки был 117 метров над уровнем моря, - рассказывает заведующий кафедрой Московского государственного геологического университета, доктор геолого-минералогических наук Евгений Пашкин. - Затем были построены шлюзы, и уровень реки искусственно подняли до 120 метров. Как результат - резко вырос уровень грунтовых вод.

Делать новые расчеты, однако, не стали, поэтому первые метростроевцы работали буквально по пояс в воде. Насосов, откачивающих воду, не хватало. Проходческих щитов для рытья вообще не было. Главными инструментами метростроевцев были лопата, отбойный молоток и... телега, в которой вывозили грунт. Строительство - из-за большого обводенения - шло очень тяжело. Однажды на Театральной площади почва просела и образовалась воронка, заполненная водой.

2. Первую линию московского метро придумали немцы

Невероятно, но факт - проект появился еще в 1925 году. Его создала компания «Сименс». Это была линия мелкого заложения, как в большинстве европейских столиц. Советская власть от него отказалась.

Фото: РИА "Новости"
3. Первые тоннели начали рыть без всякого проекта

- Разумеется, определенная техническая документация была, но проекта как такового просто не существовало, - рассказывает главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков. - Дело-то было новым, где специалистов взять?

В Москву просто привезли шахтеров с Украины, которые и стали метростроевцами. Первая шахта на улице Русаковская (станция «Сокольники») была заложена в 1931 году, а технический проект строительства был представлен в Моссовет только 13 августа 1933 года! Метро, по сути, делали «на глазок». Лишь в 1933 году появился институт «Метропроект» и подземку стали строить «по науке».

4. Наше метро стало самым подземным в мире

- В 1930-е годы, когда начали строить первую линию метрополитена, средняя глубина подземки в Париже, Лондоне и других городах составляла всего 9 метров - от поверхности земли до рельсов, по которым ехали вагоны, - рассказывает Николай Шумаков. - А мы углубились на 40-50 метров!

По официальной версии, такая глубина была вызвана необходимостью сохранить старую Москву. Ведь во всем мире линии метро строили, просто снося дома и вырывая на их месте глубокий котлован, а потом частично засыпая его грунтом. Москва же стала делать тоннели. По неофициальной версии, метро изначально строилось как объект стратегический. На большой глубине предполагалось спасаться от бомбежек. Во время войны так и получилось.

Фото: РИА "Новости"
5. Синяя ветка была сталинской трассой

Ходит байка, что часть Арбатско-Покровской линии метро изначально была подземной дорогой, которую строили на дачу к Сталину. Началась война, дача стала неактуальна, и строительство прекратили.

Кстати, другие подземные дороги до сих пор существуют. Их не так трудно вычислить по вентиляционным выходам на поверхности. Они находятся там, где линий подземки вроде бы нет.

6. По секретным линиям метро поезда водят военные

- Нас, гражданских, на эти линии не пускают, - рассказал «КП», Евгений Мищенко, бывший машинист электродепо «Выхино». - Раньше, говорят, был отбор, но со времен Ельцина эти линии обслуживают военные. Там работают солдаты-срочники, а водят поезда парни, которые остались на сверхсрочную службу.

Светлана Разина, руководитель независимого профсоюза работников метро, добавила, что на ветках «не для всех» используются очень короткие составы, состоящие из электровоза на аккумуляторах и одного пассажирского вагона.

7. Москва первой пустила под землю художников

Станцию «Комсомольская» Сокольнической линии открыли 15 мая 1935 года. Ее пол, как и на всех первых станциях, был из асфальта (!), зато стены украшала майолика - керамика, изготовленная из обожжённой глины с использованием расписной глазури.

- Такого не было ни на одной станции метро в мире, - рассказывает Николай Шумаков. - Москва первой догадалась пустить под землю художников и превратить станции метро в памятник архитектуры.

Майолика изображала летящие самолеты. Эскизы к панно делал Евгений Лансере - академик живописи еще с дореволюционных времен. Панно были посвящены труду комсомольцев-метростроевцев. Причем в исполнении Лансере они были не только художественно безупречны, но и реалистичны. В мастерскую Лансере специально привезли одежду метростроевцев - брезентовые робы. Художника восхитила монументальность и пластичность складок ткани. Станция так всем понравилась, что ее макет в 1937 году даже представили на международной выставке в Париже.

Комсомольская Правда

http://www.kp.ru/daily/26048/2961277/

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru