История метро Москвы


1902 г. Американский инженер Гоф исследует возможность строительства подземной железной дороги (наподобие Лондонского андеграунда) в Москве. Предложение о строительстве отклонено Государственной Думой, в частности, из религиозных соображений.

Аналогичная судьба постигла проекты русского инженера П.Балинского по строительству внеуличных скоростных железных дорог (метрополитенов) в Москве и Санкт-Петербурге К этому времени в странах Европы и Северной Америки действовали 9 метрополитенов. Первый из них был открыт в Лондоне (1863 г.).

1912 г. Государственная Дума рассматривает и утверждает новый проект строительства Московского метрополитена. Предполагалось соорудить три линии: от Смоленского рынка до Каланчевской площади; от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской площади и от Тверской заставы до Покровской заставы. Претворению проекта в жизнь помешала первая мировая война.

1922 г. Проект строительства метрополитена в столице разработан. Его осуществлению помешали экономические трудности и отсутствие кадров.

1925 г. Фирма "Сименс" предлагает проект строительства трассы метро от Сокольников до Театральной площади. Проект был отвергнут из-за того, что недостаточно удовлетворял нуждам города.

1931 г. 15 июня. Принято решение о начале строительства Московского метрополитена от Сокольников до "Парка Культуры" с ответвлением до Смоленской площади.
10 декабря. На Русаковской улице заложена первая шахта Метростроя.
1934 г. 15 октября. По участку "Комсомольская" - "Сокольники" проследовал пробный поезд.
Декабрь. Проложен сквозной путь по всей трассе.
1935 г. 5 февраля. Первый пробный поезд прошел по всей трассе от "Сокольников" до "Парка Культуры" и по ответвлению до "Смоленской площади". 1935 г. 15 мая, 7 часов утра. Началось регулярное движение четырехвагонных поездов на Московском метрополитене.

Протяженность первой очереди метро составила 11,6 км.
Первоначально поезда ходили по принципу "вилочного ответвления": от "Сокольников" через один - до "Смоленской площади" и до "Парка Культуры".
На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей.
Декабрь. Метрополитен перевозил 177 тыс. чел. ежедневно.

К 1935 г. в городах мира действовало около 20 метрополитенов. Кроме Европы и Северной Америки, метро появилось в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, 1911 г.) и в Азии (Токио, 1925 г.)
1937 г. 20 марта. Открыта первая станция второй очереди - "Киевская".
1938 г. 13 марта. Открыт Покровский радиус со станциями "Площадь Революции" и "Курская". Таким образом, на схеме появилась вторая самостоятельная линия -Арбатско-Покровская.
11 сентября. Открыт Горьковский радиус - важнейший во второй очереди: 6 станций, 9,6 км тоннелей, депо Сокол.
В 1938 г. Московский метрополитен перевозил 719 тыс. чел. в день.

1941 г.  16 октября. Утром поступил приказ Л. М. Кагановича: "Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом". Днем приказ отменили, метро было разминировано, и в 18 часов 45 минут поезда пошли от "Сокольников" до "Парка Культуры". Горьковско-Замоскворецкая линия была открыта только следующим утром, так как на ней уже успели демонтировать эскалаторы.
6 ноября. На станции "Маяковская" состоялось торжественное заседание, посвященное годовщине Великого Октября.
В 1941 г. на станции "Кировская" размещался Узел связи Ставки Верховного Главнокомандования. Мимо станции поезда проходили без остановок.

1946 г. Реконструирован центральный пересадочный узел московского метрополитена. Соединены прямыми переходами станции "Площадь Свердлова" и "Площадь Революции", "Площадь Свердлова" и "Охотный ряд".
В 1946 г. Московское метро перевозило в день 1 млн. 751 тыс. чел.

1954 г. 14 марта. Завершено сооружение Кольцевой линии метро. Общая длина Кольца - 19,4 км. 
1958 г. 1 мая. Москва. Открыт Рижский радиус метро протяженностью 5,4 км. На станциях Московского метро установлены первые монетные турникеты.
1962 г. 13 октября. Москва. Вступил в строй Калужский радиус протяженностью 8,9 км с пятью станциями.
1965 г. 5 июля. Москва. Завершено строительство Филевской линии.
31 декабря. Москва. Введен в строй Ждановский (ныне Таганский) радиус метро Протяженностью 14,5 км - самый длинный пусковой участок за всю историю Метрополитенов. Построены депо и семь станций.

1970 г. Протяженность метрополитенов составляла: Московского - 130 км, Ленинградского - 35 км, Киевского - 14 км, Тбилисского - 10 км, Бакинского - 9 км.
1975г. 29 декабря. Москва. Завершено строительство Ждановско-Краснопресненской линии метрополитена. Построено депо Планерное. Таким образом, Ждановско-Краснопресненская линия протяженностью 35,9 км с девятнадцатью станциями стала самой длинной на метрополитене. На ней впервые появились восьмивагонные поезда.
Число станций Московского метро превысило 100.

1979 г.30 декабря. Москва. Вступила в строй 11,5-км Калининская (ныне Перовская) линия метрополитена с электродепо Новогиреево и с шестью станциями.
1980 г. Московский метрополитен перевозил 7 млн. 376 тыс. чел. в сутки. Эта цифра сохраняется почти неизменной до сегодняшнего дня.
8 ноября. Москва. Вступил в эксплуатацию Серпуховский радиус. На линии протяженностью 13 км - восемь станций и электродепо Чертаново.
В 1985 г. протяженность метрополитенов достигла: Московского - 208 км, Ленинградского - 61,5 км.
1990 г. Протяженность метрополитена составила: Московского метро - 253 км, Харьковского - 27,6 км, Тбилисского - 25 км, Минского - 15,7 км.

Москва 115054 ул.Бахрушина д.32, стр.2 953-46-11
953-40-04
© 2004-2018 All rights reserved
ОАО "Метрогипротранс" АРХИТЕКТУРА www.arhmetro.ru
Информагентство СА "Архитектор" www.architektor.ru

Rambler's Top100